Загадки древнего орнамента
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Искусство ковроделия в Дагестане как традиционный промысел уходит своими корнями в глубину столетий. Издавна секреты мастерства передавались из поколения в поколение – от матери к дочери.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Самым популярным из всех видов ковров в Дагестане является сумах, который могли позволить себе только богатые семьи. Известно, что сумахи имеют семь основных цветов и еще десятки полутонов, но, чтобы получить нужный цвет, красильщикам иногда приходится потратить месяц. Напевая старинные песни, табасаранки проворно справляются с кропотливой работой. За ткацким станком женщины проводят целый день, и каждая вяжет не менее десяти тысяч узелков. В среднем один ковер мастерицы ткут 2–3 месяца. По их словам, это только на первый взгляд кажется, что соткать ковер очень сложно – нужен навык, а табасаранок ковроткачеству обучают с самого детства. Отношение к коврам на Кавказе всегда было особенным. Это объяснялось тем, что сумахи в доме горцев выполняли самые разные функции: в холода согревали, покрывая глиняный пол и каменные стены жилища, а также служили своеобразным символом богатства.
Узор на ковре все равно, что письмо от предков, только вместо букв – знаки и символы. Горцы верили, что все они сулят хозяину благополучие. И хотя ковры делятся на мужские и женские, почти в каждом орнаменте можно найти общие детали. К примеру, солярные знаки – простые круги, круги с лучами, стилизованные звезды символизировали процветание дома. В орнаменте многих ковров можно встретить изображения животных, птиц рядом с причудливыми контурами рогов, знаков солнца. Исследователи считают, что так наши предки показывали – главе дома и его хозяйству не страшны злые духи, поскольку их защищали символы природы. Сегодня расшифровать старинный орнамент могут только опытные мастерицы.
Сумахи украшались сложным геометрическим узором, ромбическими медальонами, символами. Интересно, что значение медальона объясняется различными исследователями по-разному, некоторые считаю, что это всевидящее око или цветок, который повернут к небу. В любом случае этот центровой узор означает символ божественного присутствия, все остальные детали орнамента группируются вокруг него.
В некоторых горных районах Дагестана делали гладкие ковры, у аварцев их называли давагинами, у кумыков – думом. На многих таких коврах встречаются орнаменты с изображением древа жизни, рук, дракона, жирафа, верблюда, коней. Сцены из охоты на этих животных, по мнению исследователей, могут обозначать райское времяпрепровождение.
Сейчас ковры – это всего лишь часть интерьера, однако в былые времена они служили оберегами. К примеру, мужской ковер «тапанча» раньше дарили воинам. Две перекрещенные линии на нем означали рукоятки кинжала. Есть интересное суеверие, связанное с этим сумахом: считалось, если повесить один такой дома, то в нем непременно умрет мужчина. Соткать два – тоже означало, что быть беде. И вот, чтобы избежать горя, наши предки вешали на стены три одинаковых ковра. Мало кто из сегодняшних мастериц осмелится выткать рисунок для ковра «тапанча», существует поверье, что в нем зашифрованы символы войны, крови и смерти.
С женским ковром «сафар» тоже связана интересная легенда. В горном селении когда-то жила девушка, которую звали Сафар, а ее возлюбленный был пастухом. Парень погиб в бурю, тогда она выткала ковер, на котором видны и отара овец, и папаха, и даже буйство природы.
Вручную ткут не только сами ковры, но и делают нитки для них. Для этого отбирают лучшую шерсть, отмывают, затем сушат. Ну а потом начинается самый ответственный этап – шерсть надо хорошо расчесать. Для этого используют железный гребень, и комки мгновенно превращаются в пушистую пряжу. Уже после того, как нить готова, наши прабабушки окрашивали ее натуральными красителями в разные цвета и оттенки. Для этого использовали все, что подарила природа – кору, ветки, листья растений. Найти сегодня в Дагестане шерсть, окрашенную по старинной технологии, почти невозможно, но остались еще люди, которые помнят дедовский способ. К примеру, Расул из селения Кужни Табасаранского района – красильщик со стажем. Он сам собирает дары природы, засушивает их, а потом добавляет в чан с кипящей водой. Мужчина никогда не использует синтетические красители, а оттенки нитям придает, получая красители из листьев зверобоя и душицы, луковой шелухи, коры барбариса, кожуры зеленого грецкого ореха.
Ковры, сотканные из такой пряжи, не выгорают на солнце и не линяют при стирке. Так что они могут прослужить сотни лет. Чтобы проверить насколько краски стойкие и закрепить цвет мастера обязательно стирают ковер. Для только что сотканных сумахов это своего рода, первое испытание. После стирки, они становятся гораздо ярче и ни один орнамент не размывается.
Если говорить о цветовой гамме, то в изготовлении дагестанских ковров
применяют семь цветов и десятки полутонов. Но чаще всего встречается
красный и синий цвета. Это объясняется тем, что они символизируют
главные природные стихии – огонь и воду. Любая линия или символ на ковре имеет свое значение. Эта культурная традиция создавалась на протяжении многих эпох. И больше всего исследователей волнует, как сохранить ее для будущих поколений? Говорят, что у ковровщиц есть одно очень важное поверье – станок не должен стоять без дела, поэтому после завершения работы его разбирают и прячут до следующего раза. Но современным ковровщицам это приходится делать все чаще.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]