ГОМЕР ХХ ВЕКА
Умеет Сулейман слагать
Стихи. Его душа – тетрадь!
И может ли поэт смешать
Хорошее с дурным? – Не может!
С. Стальский
Сулейман Стальский (1869–1937) – самобытный поэт, мудрец, автор высокохудожественных стихов и поэм, переведенных на десятки языков народов России и мира, патриот и интернационалист, классик лезгинской литературы, прославивший лезгинский народ и Дагестан далеко за пределами малой родины.
Известные общественные деятели, ученые и писатели М. Горький,
С. Липкин, Э. Капиев, Г. Цадаса,
Т. Хрюгский, Г. Гаджибеков и другие оставили много добрых высказываний о личности Сулеймана Стальского и о его поэзии. Самая высокая оценка – «Гомер ХХ века», данная Максимом Горьким на Первом съезде писателей в 1934 году. Сулейман Стальский – первый поэт, который своим оригинальным творчеством прославил Дагестан на всю огромную страну.
Он не боялся критиковать богачей, мулл, судей и чиновников. Он будто чувствовал дыхание и веяние времени и эпохи, был настоящим мыслителем своего времени. Сулейман Стальский, отлично зная привычки, характер, гордый нрав своих земляков, в стихотворении «Кто ханом возомнил себя» советует «гордым» притупить свой эгоизм – плохо, когда «каждый лезгин из себя хана строит». Поэт «готов лечить хворь» таких людей.
Он видел недостатки общества, мира в целом: «Интересно движется мир, не зная ни «вперед», ни «назад»; нет нисколько совести, не замечая своих грехов…»
Поэт выступал за раскрепощение женщины, за ее права наравне с мужчиной. В стихотворении «Выдача девушки замуж за старика» он критикует дикие нравы общества, унижающие честь и достоинство женщины. Обращаясь к жениху с юмором, временами и с сарказмом, пишет: «Хотя ты стар и смотришь в гроб, Жену ты ищешь, чтоб ей пятнадцать было…»
В начале ХХ века, особенно в годы Октябрьской революции и Гражданской войны, самой распространенной темой в поэзии была тема свободы – освобождение трудящегося народа от гнета эксплуататоров. В этот период на арену как поэт-патриот и поэт-философ вышел Сулейман Стальский, создавший ряд стихов и песен, посвященных проблеме достижения человеком свободы и независимости. В стихотворении «Как разбудить спящих?» поэт хочет, чтобы его народ стал свободным, но народ не просыпается…
Сулейман Стальский в своих произведениях высказывает оригинальные мысли, выступает как поэт-просвещенец, поэт-материалист, приходит к объективным обобщениям. Хотя поэт был верующим, в стихах он не хвалит религию, наоборот, критикует мулл, не признает чертей и чудовищ.
В своих произведениях Стальский больше материалист, чем идеалист. В стихотворении «Мусульманину» он призывает «к свету руку протянуть, идти вперед, учиться письму родному».
В своих произведениях поэт не только хвалит новую, советскую власть, но и критикует ее недостатки, некоторых членов партии коммунистов, а ведь в то время критиковать власть было небезопасно. В стихотворении «Лжекоммунисты» остро критикуются бесчестные члены партии:
Самонадеянны и горды,
Нагонят страх, они круты.
Куда же нам от них уйти?
Как царь иль шах они сидят…
Свою роль поэт видит в заключительной строфе:
Таких ты, Сулейман, карай,
Ты напоказ их выставляй.
Из них любому его пай
Обязан ты сполна воздать!
Поэт всю жизнь боролся за честность, правду и справедливость. Он быстро откликался на важные события, происходящие в его жизни, в его селе и всей стране. Каждое его стихотворение – это самостоятельное произведение, сочиненное по определенному поводу, оно имеет свою тему, содержание, композицию, философию и сюжет. Много стихов о родине: «Дагестан», «Дербент», «17 аулов моей Кюры», «Первое мая», «Срединная река» и других. В них слово «родина» звучит с особым чувством, с жизненно-бытовой философией: родина – это самый дорогой мир родителей, семьи, села и страны.
Язык произведений Сулеймана Стальского – оригинальный, поэтичный, близкий к народному. Он в своих произведениях ярко показывает читателю адаты, обычаи и традиции, характеры и нравы, психологию и философию народа. Сулейман Стальский обогатил литературу Дагестана новыми темами, формами и жанровыми разновидностями стихов – наставлениями, призывами, речами и обращениями. Мудрые советы и наставления звучат просто, ясно и мудро, как народные пословицы.
Стихи, полные назиданий, имеют однотипные названия. В стихотворении «Назидание», созданном в 1919 году, поэт поучает:
Вводить людей бесчестных в дом
И в свой домашний круг – нехорошо.
Идти неправедным путем
И сеять ложь вокруг – нехорошо…
Стихи-назидания касаются людей всех возрастов, автор дает несколько советов и молодым поэтам: «Служить лишь истине… И честь беречь… Пусть будет мысль в твоих стихах, предостеречь от слов пустых… Поэт – как факел путевой, Его зажечь необходимо».
Неизлечимым недостатком человека поэт считает отсутствие ума: «От глупости лекарства нет». Поэт знал, что он делает: кого-то критикует, кого-то хвалит, поэтому в стихотворении «Злой у тебя язык, Сулейман» учит уму-разуму и себя:
Ты, Сулейман, не всюду пой,
Чтобы не встретиться с бедой…
Но не может молчать, поэтому спрашивает: «Какой в этом интерес?»
Философия и жизнь Стальского многослойна, в ней выражено самое ценное и нужное: что нужно обществу? каким должен быть человек? как воспитывать патриота и интернационалиста? В этом и суть жизни и философии поэта.
Очень бережно относилась к творчеству Сулеймана Стальского его жена Айна. После смерти первой жены Марият поэт снова женился, чтобы супруга ухаживала за его детьми, любила их. Айна воспитала пятерых детей Сулеймана как родных, заменив им мать. Дочери и сыновья Стальского выросли достойными своего знаменитого отца.
Сулейману Стальскому не суждено было узнать, каких героических сыновей он воспитал. В годы Великой Отечественной войны они добровольцами ушли на фронт.
Младший сын Мусаиб, депутат Верховного Совета РСФСР, талантливый поэт, погиб под Сталинградом, старший, Магомед-Юсуф, похоронен в Керчи. Средний сын Мирзе-Юсуф вернулся с боевыми наградами. Дочери Зубаржат и Шейриханум бережно хранили память о своих братьях – солдатах Великой победы.
С 1950 года в родовом доме поэта открыт мемориальный музей. В Волгограде есть улица имени Сулеймана Стальского. Имя его сына Мусаиба высечено на Мамаевом Кургане.
Мусаиб воевал в армии под командованием Чуйкова. Однажды командир вызвал его, чтобы направить в разведку, проверить, как далеко зашел враг. Отправлял три отряда по десять человек. Услышав его фамилию, командир спросил, не имеет ли он отношения к Сулейману Стальскому. «Нет, – отвечал молодой солдат, – не считая того, что я его сын». «Так значит, у вас высшее образование?» «Да», – подтвердил дагестанец. «Значит, вы работали на руководящей работе?» – все больше удивлялся майор. Узнав, что Мусаиб был депутатом Верховного Совета СССР, Чуйков предложил сыну поэта работать в штабе с документацией. Молодой дагестанец отказался от такого предложения, хотя знал, что разведка не сможет спастись, он идет на смерть. Он погиб, как погибли все тридцать разведчиков, ценой своей жизни добыв необходимые сведения.
Стихи и произведения Сулеймана Стальского на его родном, дагестанских и русском языках больше ста лет изучают в школах, училищах, институтах, колледжах Дагестана.
Имя Гомера ХХ века навсегда вошло в историю всемирной литературы.