Махачкала

Прошлое и настоящее оружейного искусства Дагестана

18:24  16.01.18
2
157

«Однажды мюриды расхвастались друг перед другом своими саблями. Они говорили о том, из какой прекрасной стали их сабли сделаны и какие прекрасные стихи из Корана начертаны на них. Среди мюридов оказался Хаджи-Мурат – наиб великого Шамиля. Он сказал: «О чем вы спорите в прохладной тени чинары? Завтра на рассвете будет битва, и ваши сабли сами решат, которая из них лучше». Это эпизод из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан».

Легенды про булат
Технология кузнечной сварки развивалась в одно время с искусством ковки – когда именно, наверняка ответить никто не берется.
Говорят, что кавказские сабли и кинжалы изготавливались из самой лучшей стали. У каждого мужчины было несколько кинжалов и сабель. Важный атрибут национального костюма горца служил ему и в быту, и в бою. Хорошо заточенный клинок легко перерезал в воздухе даже волосок.
Булатное лезвие прорубало металлические доспехи, при этом даже не тупилось. Говорят, что с ними шли на врагов Тамерлан, Александр I, Наполеон… И о таком экземпляре может мечтать каждый коллекционер. Ахмедпаша Алиболатов – антиквар со стажем. Свою коллекцию старины собирал чуть ли не по всему свету. Особенно гордится оружейной коллекцией конца XIX – начала XX века. Центральное, почетное место занимает трехсотлетняя самурайская катана. Это его любимица. При этом Ахмедпаша Алиболатов подчеркивает, что кинжалы дагестанских мастеров считались лучшими на Кавказе.
Лучшей сталью на всем Кавказе, несомненно, была амузгинская. Отсюда, из села Амузги, расходились клинки на Восток, в Европу. Далеко ушла слава о дагестанских умельцах. Сегодня о знаменитом селе кузнецов Амузги остались разве что редкие разговоры. А рецепт амузгинской стали даже не надеялись вернуть. Мастер Гаджи Курбанкадиев каким-то образом восстановил рецепт и возобновил технологию производства. Двадцать лет ревностно его хранит, не выдает.

Железные капризы
В книге Валерия Хорева «Оружие из дамаска и булата» говорится: «Лучшим из уже умерших мастеров, по общему признанию, считался Рабадан Багомедов. Никогда не бывало ни в древние времена, ни в теперешние артиста клинка более совершенного, чем он. Особенно славились его шашки, которые он делал еще по личному заказу наместника Кавказа и других высокопоставленных лиц. По словам мастеров, свои клинки Багомедов ковал из старых пружин вагонных буферов, которые приобретал в Дербенте. Лезвия же наваривал из «альхана» – очень твердой шеффилдской стали, для чего в ход шли старые ножички. В работе Е. М. Шиллинга «Кубачинцы и их культура» приводится подробное описание процесса изготовления кинжального клинка в селе Амузги, а в Государственном историческом музее хранится коллекция привезенных им образцов, иллюстрирующих каждую из 13 стадий технологической цепочки. Прежде чем приступить непосредственно к сварке, мастер приготавливал составные части будущего клинка. Предварительно он отковывал мягкую железную болванку кинжальной формы, короткую и сильно утолщенную. Затем из трех сортов покупной углеродистой стали изготавливалась узкая пластина вдвое длиннее болванки.
Тогда дорога, ведущая из Амузги в Кубачи, не знала покоя. Из Амузги везли готовые клинки в Кубачи. Тамошние мастера изготавливали рукоятки и ножны, украшенные золотой и серебряной насечкой, чернью, глубокой гравировкой…
Куда девались дагестанские оружейники?
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН Амирбек Магомедов изучал прошлое и настоящее оружейного искусства Дагестана.
– В последние десятилетия в республике активно возрождается классическое направление ювелирного производства, а именно изготовление парадного (подарочного) художественного оружия. В магазинах и художественных салонах представлены ножи, кинжалы, сабли, шашки, сувенирные пистолеты ударно-кремневого типа, выполненные в разных техниках. Ювелиры украшают оружие объемной филигранью и даже вставками различных самоцветов. Для отделки используются новые «бесчерневые» виды гравировки, «московские» узоры с чертами монументального стиля. Дагестанское традиционное оружие, достаточно широко известное в кругах музейных работников, коллекционеров оружия, ценителей художественного металла, ныне приобретает новые художественные очертания, – рассказывает историк.
– Еще во второй половине ХIХ века власть запретила народным мастерам Кавказа изготовление фабричных форм казнозарядного огнестрельного оружия, сохранив за ними право на промыслы традиционных ударно-кремневых типов оружия. Но заводские изделия все больше вытесняли кустарные. Поэтому к началу ХХ в. изготовление традиционного «кавказского» огнестрельного оружия пришло в упадок. Удалось сохранить производство подарочных видов оружия. Хорошим спросом продолжали пользоваться и клинки: кинжалы, шашки, сабли, ножи. Их партиями заказывали для казачьих частей царской армии. Заказы поступали со всего Северного Кавказа. А после того, как мода на ношение кинжала в конце ХIХ в. распространилась на закавказские города, и вовсе не было отбоя от заказчиков.
Особая страница традиционного оружейного дела Дагестана – советский период. В первое десятилетие новой власти на руках у населения было много оружия, оставшегося от Первой мировой и гражданской войн. Поэтому в селах Дагестана летом 1926 года были проведены кампании по разоружению. И в первую очередь у населения изымалось огнестрельное оружие.
С начала 1930-х годов и особенно после Великой Отечественной войны советская власть стала жестко ограничивать не только административными, но и законодательными мерами промыслы по изготовлению, практику ношения не только огнестрельного, но и холодного оружия.
В силу законодательных ограничений и запретов частных промыслов по обработке драгметаллов число центров изготовления традиционного оружия в Дагестане резко сократилось. Все это привело к забвению многих традиций оружейного мастерства Дагестана, исчезновению промыслов изготовления художественного оружия. Страх уголовного наказания парализовал волю многих мастеров к творчеству в этой сфере декоративно-прикладного искусства. В итоге традиционным оружейным промыслам Дагестана был нанесен большой урон.
Вместе с тем в годы советской власти сохранялось легальное изготовление такого оружия (в выставочных и подарочных экземплярах) в художественных артелях промкооперации. Нелегально оно изготавливалось в ряде центров народного искусства, в особенности в Кубачах, – рассказывает Амирбек Магомедов.
Даже в начале 1990-х гг. изготовление клинкового оружия продолжало лицензироваться на уровне Министерства обороны РФ. Все эти препоны, безус-ловно, влияли и даже сегодня влияют на развитие ювелирных промыслов Дагестана, связанных с украшением традиционных форм оружия. Закон об оружии не включает традиционные кинжалы, шашки, сабли Дагестана в категорию гражданского и служебного оружия, запрещенного к обороту. Но в ряде статей нынешнего закона поставлены в один ряд грозное огнестрельное и холодное клинковое оружие.
Дагестанские мастера сегодня активно изготавливают разные виды клинкового оружия. Свобода предпринимательства способствует возрождению многих старых приемов художественной отделки оружия, появлению новаций, ярких видов их украшения. В новейшее время (примерно со второй половины 1990-х гг.) в этом направлении ювелирами Кубачи стали вестись и совершенно необычные для прошлого творческие поиски. Это кинжалы, шашки, сабли с оправами из золота, отделанные бесчерневой гравировкой, вставками ажурнорезной слоновой кости, белых и цветных самоцветов (бриллианты и др.). Эти поиски отражали разнообразие творческих устремлений мастеров, что, как показывает история Кубачи, не раз приводило к формированию новых направлений искусства и промыслов. Современное кубачинское оружие в золотой оправе вывозилось в Азербайджан, республики Средней Азии. Дорогое парадное оружие с 1990-х годов, как и в древности и Средневековье, в новейшее время вновь стало одним из престижных товаров новой элиты, маркером их социально-имущественного статуса и важным стимулом для дальнейшего развития творчества мастеров, возрождения утраченных технологий и приемов.

18:24  16.01.18
2
157

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *