Махачкала

Ювелирные секреты кубачинцев

12:47  21.09.16
0
87

Изделия кубачинских мастеров издавна поражают своей красотой, многообразием форм, орнаментов, яркостью и разнообразием драгоценных и полудрагоценных камней.

1Глядя на эти изделия, будь то ювелирные украшения, предметы быта или оружие, хочется разгадать тайну всех этих ювелирных знаков, узнать, что хотел передать автор в своем произведении…
Расул Гамзатов писал: «Тайну кубачинского искусства не ищите в нитках серебра. Носят тайну этого искусства в сердце кубачинцы-мастера». Великий поэт, как всегда, был прав. Ведь кто может лучше рассказать о деле, нежели человек, который с детства учился этому у своих предков и всю жизнь занимается им?!
Итак, знакомьтесь, Абдулла Абдуллаев, потомственный мастер-ювелир (внук знаменитого ювелира Абдуллы Тубчиева, зять златокузнеца Гаджи-Бахмуда Магомедова), доцент кафедры прикладного искусства ДГПУ, член Союза художников РФ.
– Абдулла Пашаевич, в чем уникальность изделий именно кубачинских мастеров?
– Кубачинская техника отличается многоэтапной гравировкой: сначала идет гравировка с покрытием чернью, затем свободный фон заполняют новым рисунком, после дополнительной чеканки и позолоты мастер создает третий уровень мельчайшей гравировки. Считалось, что хороший кубачинский мастер должен был владеть несколькими профессиями: он должен быть гравером, знать до тонкостей насечку по металлу, художественное литье, филигрань, эмаль, резьбу по камню, дереву, кости. В каждой семье села Кубачи были свои ювелирные традиции, которые свято хранили, как в обычных семьях рецепты хлеба. Как правило, отец передавал свои секреты только сыну, а в случае, если у него не было сына, – племяннику.
– С какого возраста кубачинцы начинают обучать детей ювелирному мастерству?
– С малых лет в кубачинских семьях дети смотрят, как работают взрослые, чем-то пытаются помочь, что-то делают сами. Обучение этому мастерству продолжается в средней школе, где на уроках труда ученики проходят полный курс, и по окончании школы выпускникам выдается удостоверение о присвоении квалификации «ювелир-гравер» или «ювелир-монтировщик».
– Занимаются ли ювелирным делом кубачинские женщины?
– В массовом порядке наши женщины не занимались ювелирным мастерством. Есть, конечно, исключения – к примеру, известная Манаба Магомедова, но в основном женщины занимались и занимаются сейчас домашним хозяйством, вышивкой, вязанием и т. д.
– Что означают различные орнаменты на кубачинских
изделиях?
– Кубачинский орнамент изначально имеет растительную основу. Свою фантазию мастера вкладывали в причудливые стебли, листья и цветы. Кубачинские узоры различают по сочетанию, комбинированности, по расположению деталей – асимметричные и симметричные, причем последние сложнее и ценнее.
Каждый узор носит свое название. «Мархарай», что означает «заросль», не имеет симметрии и составлен из свободно разбросанных веточек, листьев, цветов, вьющихся побегов, травы, а «тутта» – это стебель с зеркально расположенными листьями. «Тутта» применяют для украшения поясов, кинжалов. Раньше кубачинцы ценили искусство мастера «тута» выше других, потому что оно труднее, чем вольный «мархарай». В рисунке «тута» может быть от двух до десяти симметрично расположенных элементов, и главная сложность для мастера заключается в том, чтобы эти элементы не отличались друг от друга.
Существует еще сетчатый орнамент, он повторяется как бы по трафарету, подобно рисунку на обоях. А орнамент «тамга» предусматривает дополнительно к чеканке чернение.
На некоторых изделиях можно различить в узорах птиц, змей, коней – древнюю символику, восходящую к временам языческих верований, когда такие изделия служили амулетами.
Благодаря многообразию орнаментов каждый раз создается неповторимое по красоте художественное изделие.

P. S. Это интересно!!!
У каждой кубачинки в сундуке хранятся настоящие сокровища – предметы приданого, которые надеваются во время разных торжеств и по особым случаям. Кулухме – массивные браслеты из темного серебра или золоченые, с бирюзой и гишерами, зернью, витые; туппигле – кольца с чернью, с сердоликом или гранатом; бимхне – серебряные цепочки из тончайших серебряных проволочек; уциа – серьги и таихъанте – подвески.
Со свадебными браслетами связан очень интересный обычай: девушка надевала их лишь во время свадебного обряда, в первое время после свадьбы и, возможно, перед рождением первого ребенка, после чего снимала их уже навсегда. Эти браслеты были семейной реликвией и переходили от матери к дочери.

12:47  21.09.16
0
87

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *