Махачкала

Яркими красками о яркой личности

12:01  31.12.15
0
21

Многие художники, очарованные яркой личностью и самобытным творчеством народной поэтессы Дагестана Фазу Гамзатовны Алиевой, брались за создание ее живописных портретов.

Но удивительной, даже уникальной по совпадению внутреннего мира поэтессы и ее внешнего образа является работа кисти очень яркой и значимой для Дагестана художницы Галины Павловны Конопацкой (холст, масло, 70х71 см,
1973 г.), находящаяся в коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой. На этом полотне не только переданы темперамент и харизма самой героини, но и как бы соединяются мироощущение и миропонимание автора и героя.
Имя художницы Галины Павловны Конопацкой
(1911–1989), признанного мастера живописи и графики, хорошо известно в нашей республике. Без Конопацкой, создавшей прекрасную галерею живописных работ, сегодня трудно представить образ Дагестана в изобразительном искусстве. Родилась Галина Павловна в 1911 году в городе Киеве в семье преподавателей гимназии. Ее жизненная история далеко не безоблачна. Будущая художница совсем не знала матери, а отца потеряла в семь лет. Помогла ей преодолеть тяжелые испытания судьбы бабушка, заменив родителей. Любовь и благодарность к ней Конопацкая пронесла через всю свою жизнь.
Художница прошла хорошую школу живописи в Московском художественном институте им. Сурикова, училась у знаменитостей – Э. Грабаря, В. Фаворского, К. Истомина. Много и плодотворно работала после окончания института в различных областях искусства – в театре, книжной графике.
В ее творчестве множество живописных полотен, выполненных в разной технике (масло, темпера, энкаустика), сотни листов печатной графики (линогравюры, офорты, литографии, монотипии), множество рисунков (карандаш, акварель, тушь, пастель, гуашь, фломастер), замечательная книжная графика, театрально-декорационные работы, произведения прикладного искусства (гобелены, вышивки, аппликации). Она пробовала себя и как режиссер-постановщик, и как художник кукол и декораций. И везде непременно добивалась успеха.
В Дагестан Галина Павловна приехала в 1955 году и на тот момент уже являлась зрелым, состоявшимся мастером. Но именно тут она по-настоящему открылась как масштабный живописец и обрела себя. Это был переломный момент в творчестве художницы. Конопацкая нашла в Дагестане неиссякаемый источник вдохновения. И в необыкновенном горном крае, воспетом многими талантливыми поэтами и до нее вдохновлявшем выдающихся мастеров кисти, талант Конопацкой проявился с совершенно другой стороны. Именно в Дагестане родился ее неповторимый стиль, где буйство ярких красок сочетается с душевной гармонией и сердечным теплом. Галина Павловна нашла в Дагестане кладезь богатейших образов, прониклась орнаментальной и цветовой культурой Страны гор. Все ее работы пронизаны большой любовью к Дагестану и глубинным пониманием первооснов жизни горцев.
Дагестан и его самобытная культура высветили новые грани в творчестве Конопацкой. Ее наследие не укладывается ни в какие стилевые рамки и занимает особое место в культуре Дагестана. Главный принцип живописца – создание яркого художественного образа. Композицию своих произведений Галина Павловна строит на убыстренных ритмах, динамике и контрастах цвета, необычности ракурса.
Конопацкая выбирает как можно более яркие краски, чтобы усилить впечатление. Эта декоративная манера письма обусловлена тем, что ее картины рождаются на фоне эмоций, поэтому здесь не столь важна четкость лиц, как то, например, как на них в этот момент времени падает солнце. Настроение праздника, радости, ритма жизни передается здесь в цвете. Мастеру удается не только гармонично вписывать в рамки полотна яркие образы – лица, силуэты, объекты, но и передавать атмосферу, царящую вокруг них. На полотнах Конопацкой оживает душа героев, ощущается их эмоциональное состояние, характер. Добивается этого автор благодаря необыкновенно смелым изобразительным приемам и выразительному сочетанию красок.
Глядя на портрет Фазу Алиевой работы Галины Конопацкой, невольно восхищаешься соответствию этих ярких красок самой яркой личности поэтессы. Мы не раз видели портреты Фазу Гамзатовны в исполнении других художников, но именно у Конопацкой ее образ выписан так ослепительно ярко. Здесь и сложные соотношения красок, и динамичный рисунок контуров, и выраженные контрасты. Настоящую Фазу Гамзатовну, наверное, и невозможно передать в других красках. Фон портрета знаменитой поэтессы представляет собой абстрактную декоративную композицию, состоящую из разноцветных плоскостей, символизирующих разные грани ее личности и творчества.
Художница-современник передает внешний облик известного поэта в контексте ее творчества и эпохи, сохраняя его для потомков как часть культурного наследия своего времени. Конопацкая передала все: яркий образ Фазу буквально излучает ее темперамент, ее страстную любовь к жизни, к добру, ко всему прекрасному. Именно такие яркие, открытые цвета характеризуют безбрежную натуру поэта. Фазу Гамзатовна, сочетающая в себе необычайную одаренность, безграничное трудолюбие, уверенность в себе, отзывчивость, сострадание к людям, на портрете работы Конопацкой предстает как воплощение всех этих черт. Эта необыкновенная женщина – сильная духом, бесстрашная и мужественная, умеющая подняться над треволнениями жизни, противостоять ударам судьбы, и именно такой ее образ воплотила на холсте кисть талантливой художницы.
Искусство художника всегда несет в себе некое послание – закодированную информацию, только читаемыми символами выступают не буквы, а краски, формы, линии, светотень и техника мазка. Краски, которые выбирает Конопацкая, передают всю интенсивность смыслового напряжения в своем информационном коде.
В этих красках как будто звучат слова великого поэта XX века Расула Гамзатова, который говорил: «Источник поэзии Фазу – Дагестан, родной аул, люди, живущие на этой земле. Тема Родины – это не просто тема ее творчества, это проблема. Следование ей – мерило гражданственности творческой личности, показатель отношения к родному очагу… Только такая неутомимость, энергетика, обаяние, умение захватить аудиторию талантом, страстностью своего творчества, силой духа позволяют Фазу Алиевой идти по жизни с гордо поднятой головой, трудиться с юношеским задором. Фазу ни на кого не похожа – только на себя! Это действительно так. Она индивидуальна во всем: и в творчестве, и в жизни».
Трудно что-то добавить к этой яркой характеристике, будто ожившей на портрете, с которым мы сегодня познакомились.

Умужат Ахмедова, старший научный сотрудник Дагестанского музея изобразительных искусств
им. П. С. Гамзатовой

12:01  31.12.15
0
21

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *