«Я сделал все, что мог»
4 апреля известному всем поэту Илье Резнику исполнилось 78 лет. Поэт отметил своей день рождения в Дагестане, куда приехал с сольным концертом, оставившем неизгладимые впечатления у дагестанцев: зрители просто не хотели уходить после двухчасового выступления!
Своими многочисленными шедеврами народный артист России, кавалер ордена Почета, ордена Дружбы, ордена «За заслуги перед Отечеством» хоть и может, но не хвалится. Не всем известно, что бессменные хиты, написанные 30-40 лет назад, которые напевает вся страна, принадлежат перу Ильи Резника: «Стюардесса по имени Жанна», «Кабриолет», «Старинные часы», «Яблони в цвету», «Маэстро» в исполнении Аллы Пугачевой, Софии Ротару, Филиппа Киркорова, Евгения Мартынова, Лаймы Вайкуле, Эдиты Пьехи, Людмилы Сенчиной, Валерия Леонтьева, Владимира Преснякова, Сосо Павлиашвили, Николая Баскова и многих других исполнителей.
И это лишь малая часть! Мы встретились с легендарным поэтом и его супругой Ириной в его 78-й день рождения. На залитом солнечным светом балконе в дружеской уютной обстановке Илья Рахмиэлевич рассказал о творческом и жизненном пути, о поэзии и о любви.
– Илья Рахмиэлевич, как вас встретил Дагестан? Расскажите о своих впечатлениях.
– Впечатлений очень много. За четыре дня, проведенных здесь, было столько приятных встреч! Вот у меня есть песня «Три счастливых дня», а здесь, можно сказать, я провел четыре счастливых дня. Мы с супругой встретились с самыми разными людьми и сами убедились в том, что такое дагестанское гостеприимство, ведь мы здесь впервые. А встретили нас десяток человек, где еще так встречают гостей? Что касается концерта, меня удивила эта теплая и понимающая поэзию публика, мы впервые столкнулись с тем, что зал просто не хотел уходить. Действительно, народу не хватает поэзии, но то, что у вас открылся единственный в России Театр поэзии – это очень похвально.
– Мы безмерно рады, что вам у нас понравилось! Хотелось бы побольше узнать о вас: как прошло ваше детство?
– Я как раз сейчас написал книгу «Мое ленинградское детство». Оно было очень трудным – блокадным. В1941-1942 годах мы оставались в блокадном Ленинграде, пока нас по Ладоге не вывезли. Жизнь была тяжелой, как и у всех в ту пору. Папа мой рано погиб, и я воспитывался приемными бабушкой и дедушкой. Помню, как мы зимой шли с бабушкой из садика, я уронил крошку хлеба в снег и стал ее искать, а бабушка мне сказала, что дома еще кусочек есть. Так мы и жили – тяжело, но дружно. Конечно, были и мечты: то мечтал стать нахимовцем, то артиллеристом, то врачом. Но меня воспитал питерский Дворец пионеров, я ходил заниматься во все кружки, а потом захотел стать актером.
– Вы прошли длинный творческий путь. Были актером театра и кино. Воплотили мечту юности, но ушли. Почему?
– Я четыре раза пытался поступить в театральный институт и с трудом, но поступил. Когда работал в театре им. Веры Комиссаржевской, начал сочинять стихи. Потом почувствовал, что театр меня как будто тормозит, я уже не могу произносить чужие тексты, и тогда я ушел из театра и занялся поэзией. Немного позже в одно мгновение стали популярны во всей стране песни «Золушка», «Яблони в цвету», «Толстый Карлсон».
– А вы помните, как в голову пришли строки вашей первой песни?
– По правде говоря, я даже не помню, какая у меня песня первая. Из известных первой была «Золушка», которая родилась в театре. Композитор Игорь Цветков писал музыку к спектаклю, в котором я играл, и он попросил мои стихи и написал на них песню. Потом я начал писать песни к спектаклям, посещал клуб «Восток», куда приезжали Окуджава, Визбор – вся плеяда бардов. И я там сочинял кое-какие песни под гитару. Словом, это был долгий постепенный процесс. Но должен сказать, что «Яблони в цвету» родилась в каких-то совершенно невероятных условиях. Я ездил с группой отдыхать в Югославию, а композитор Евгений Мартынов отдал мне в аэропорту музыку, которую сочинил. По приезде я ее послушал и на каменистом берегу, где нет ни одного деревца, ни одной яблони, где морские ежи впивались в ноги, я написал «Яблони в цвету» и до сих пор не знаю сам, почему.
– Что вы пытаетесь передать своим творчеством?
– Я просто выражаю себя, я этим живу. А что люди видят в моем творчестве – у каждого индивидуально. «Сейчас напишу песню, которой я хочу показать свою любовь к стране» – никогда не ставлю перед собой таких задач. Если пишу о любви, то пишу о своей любви, но всегда вхожу в образ певицы. Вот для Аллы Пугачевой я написал 71 песню, и все они выдержаны в ее индивидуальном стиле. Если пишу для Лаймы Вайкуле, то и песни будут в образе элегантной женщины. Это чисто актерская способность – образное видение. И когда я пишу, я никогда не думаю, станет ли песня хитом или не станет. Это даже для меня самого удивительно. Я просто пишу, а остальное решает публика.
– А поэзия – это что в вашем понимании?
– Поэзия – это то, чем я живу, что я чувствую. Это образ жизни. Каждый день хочется выразить этот свой мир. Я смотрю в небо и вижу облачко в виде рояля, или слышу, как поют птицы знакомую мне песню, закрываю глаза и вижу огромное небо, где летают персонажи и призываю их: «Идите! Я сейчас о вас стихи напишу». И самое главное, что мне не скучно работать, потому что я меняю жанры. Пишу не только песни, но и стихи, и повести, и детские рассказы, даже скороговорки написал для одного издательства. Я постоянно двигаюсь, развиваюсь. Моя работа доставляет мне удовольствие. Как сказал писатель Минутка, «Талант сочиняет, потея, а гений ворует у Бога». А так как мы воруем у Бога, нам легко и радостно.
– А что вас вдохновляет и бывает ли такое, что вдохновения совсем нет?
– Очевидно, у меня такая неистребимая потребность, что я не могу не работать, не сочинять… Конечно, бывают моменты, когда нет настроения, но я очень много работаю, каждый день. Меня вдохновляет сама жизнь, моя любимая жена.
– Вы с вашей супругой Ириной вместе уже 17 лет. И в одном из своих интервью вы признались, что уже давно однолюб. В чем секрет семейного счастья?
– Я бы сказал ОдноИр (смеется). Когда есть общая мечта, общая цель, общее стремление – это здорово. Мы занимаемся общим делом. Ирина – директор нашего авторского детского театра. Она организует все мои концерты, руководит всем, ведет архивы, переписки, переговоры – вообще все. Эта поддержка очень важна. Получается, что мы всегда вместе, и это главное. Мы даже в бассейне плаваем рядом, на соседних дорожках. Мы смотрим в одну строну, рука об руку, плечом к плечу. Мы любим одних и тех же людей. У нас одинаковые вкусовые пристрастия. Мы оба спим по 4-5 часов. Всегда. Нам хватает. Оба любим и жалеем собак и кошек, поэтому и подбираем их на улице. У нас очень много общего. Мы не две половинки, мы – одно целое, совпавшее всеми впуклостями и выпуклостями друг с другом. Это не я сказал. Жванецкий, кажется.
– Вы романтик? Как вы проводите свой досуг?
– Мы с женой каждый день ходим в спортклуб. Я плаваю километр, стараюсь вести здоровый образ жизни, не пью и не курю уже 17 лет. Мы с женой люди влюбчивые, любим очаровываться, хотя потом и разочаровываемся. Но если не очароваться своим артистом, ты никогда ничего и не напишешь. Конечно, мы романтики, оптимисты, живем очень скромно, но дружно и в любви.
– Как вы относитесь к своей узнаваемости, она вас тяготит?
– Она меня, наоборот, радует. В первый день, когда я приехал в Дагестан, мы вышли прогуляться по Родопскому бульвару. Люди узнавали, хотели сфотографироваться и, конечно, было приятно. Артист, который говорит, что устал от популярности и узнаваемости, – лукавит. Если он избрал эту публичную профессию, то, разумеется, узнаваемости он и добивался. А не нравится известность и популярность – иди на завод и вставай к станку, только не лукавь.
– Сегодня вам исполнилось 78 лет. Мы еще раз вас поздравляем и желаем здоровья и творческих побед. В одном из ваших стихотворений есть строки «Я сделал все, что мог». Можете ли вы сказать, что добились всего, чего хотели, и остались ли у вас несбыточные мечты?
– Мне кажется, невозможно добиться в жизни всего, чего хочешь. Потому что счастье заключается в самом пути. Мне, например, больше удовольствия доставляет работа на студии звукозаписи, то есть сам процесс создания песни. А потом она уже живет своей жизнью. Вот вышел мой двухтомник «Квадрат четверостиший». Ира мне зачитывает, а я думаю: «Неужели я это написал?» Эти четверостишия просто вылетали, и я даже не успевал их запоминать. А что касается мечты – у меня какой-то определенной нет. Мечтаю, чтобы все были здоровы, счастливы и чтобы защищались авторские права.
– Кстати, об авторских правах. Многие ваши песни не так уж просто спеть некоторым звездам. Интернет кишит разговорами о конфликтах с Аллой Пугачевой, Любовью Успенской. Что же случилось?
– С Аллой Пугачевой все конфликты исчерпаны, мы с ней друзья. Что касается авторских прав, я хочу сказать: в России право на авторство плохо защищено. На многих песнях, которые я написал для звезд, они зарабатывают баснословные деньги. А мне российское авторское общество начисляло какие-то гроши. Я недоумевал, как такое может быть, и просто изъял свои произведения из-под управления РАО. Теперь, чтобы спеть мои песни, нужно получить разрешение юридической компании, которая и занимается защитой авторских прав моих песен. Мне бы хватило даже искренней благодарности от своих артистов, а вместо этого я получал сплошные разочарования. А точкой кипения стали личные выпады Успенской и Ваенги в СМИ и в эфирах телевизионных каналов. Вот я и решил покончить с этой наглостью – я лишил их права исполнять мои песни.
– Можете зачитать какое-нибудь из своих стихотворений, которое передает ваше отношение к жизни, ваше жизненное кредо?
– Человек, будь человеком и на море, и на суше –
К сильным мира не ходи с подобострастьем
и поклоном.
За богатством не гонись – не превращай
в пустыню душу:
Апокалипсис души куда страшней Армагеддона.