Хранилище городской истории
Музей истории города Махачкалы – один из самых молодых
в Дагестане. Его открытие было приурочено к 150–летнему
юбилею города. Сегодня музей отмечает свое пятилетие.
Музей города расположен в парке на берегу озера Ак-Гель, в здании Мемориального комплекса, посвященного русской интеллигенции. Открылся музей с нулевыми фондами, что само по себе необычно, ведь в мировой практике принято открывать музеи на базе какой-либо коллекции или собрания. Тем не менее, спустя 5 лет музей уже имеет собственное собрание. Что-то было приобретено, что-то передали в дар художники, а какие-то экспонаты принесли сами горожане. Директор музея Зарема Дадаева и ее сотрудники проделали немалую работу по выявлению экспонатов и пополнению коллекции. В хранилище сегодня есть и предметы археологии, найденные на территории нынешней Махачкалы, – дар Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, полотна дагестанских художников, собрание старой открытки, но самое интересное – коллекция старых фотографий с видами Порт-Петровска и портретами его жителей. Эта коллекция интересна тем, что дарит посетителям не только знание исторического материала, но также воспоминания и эмоции.
Основными направлениями работы музея являются собирательская, выставочная и просветительская деятельность. В нем все время что-то происходит. Одним из самых ярких и запоминающихся для города стал проект «Я погиб за Родину» (2009 г.) Идея проекта – «вспомнить всех поименно» посредством видеопроекции. В экспозиционном зале музея на небесно-голубом фоне экрана каждые пять секунд высвечивались фамилия, имя, дата рождения и смерти каждого дагестанца, не вернувшегося с Великой Отечественной войны. На столе, покрытом черной буркой, лежали 11 томов дагестанской Книги Памяти. На экран проектора под стук метронома проецировались имена всех, кто в нее вписан, – более 95 тысяч наших земляков, погибших за Родину. Семь дней и семь ночей, 168 часов в непрерывном режиме, до последней фамилии. 9 мая проект переместился в город. И имена погибших дагестанцев весь день проецировались на электронных рекламных дисплеях. Люди останавливались, замирали, отдавая дань героям. Город вспомнил… Аналогов этому проекту не знает мировая музейная практика. Автор и куратор проекта Зарема Дадаева вспоминает, как каким-то чудом удалось собрать видеоинсталляцию из более чем 95 тысяч файлов. Не смогли помочь специалисты с «Мосфильма» и «Первого канала». Инсталляцию запустил технический куратор проекта Эмиль Азизов. На следующий год к празднованию 65-й годовщины Победы музей истории города Махачкалы подготовил сразу несколько проектов в зале музея и на городских мониторах. На этот раз на экранах появились имена и фотографии оставшихся в живых ветеранов войны. «Дагестанцы – солдаты Победы. Осталось в живых…» – и точная на тот момент цифра, которая к юбилейной дате неумолимо таяла. Теме войны была посвящена и выставка под названием «Потому что люблю…», на ней были представлены фронтовые письма, прикрепленные к стене таким образом, чтобы люди могли их как бы пролистать. «Письма солдат подвергались жесткой цензуре, им нельзя было писать о своих переживаниях, о боли и страхе. Это меня потрясло, и я сама попыталась написать «письмо с фронта» от имени 19-летнего парня, которому страшно умирать, но он идет в бой, потому что любит… свою семью, друзей, девушку. Любит жизнь и свою Родину», – рассказывает Зарема.
Проблемам постоянно меняющегося мира была посвящена фотовыставка «Городские миражи», представившая историю зданий, памятников, которых уже нет совсем или в первоначальном виде. Замысел этого проекта, приуроченного ко Дню города, состоял в том, чтобы привлечь внимание горожан и властей к вопросам сохранения архитектурного облика города, в особенности его старой части. «Город практически лишился своей исторической архитектурной составляющей. К сожалению, этот процесс продолжается и сегодня. Мы собираем по кирпичу от каждого снесенного или разрушенного исторического здания. Таким образом собирается своеобразная городская «Стена плача», – рассказывает директор музея.
О современной Махачкале в рамках проекта «Диалоги с городом» рассказала фотовыставка «Городские новеллы». На представленных фотографиях нынешняя столица предстала глазами молодых талантливых людей, каждый из которых находит свои образы и метафоры в городской полифонии. Не парадная «глянцевая» Махачкала, а мозаика из обыденной жизни города и его обитателей.
К 155-летию города была приурочена выставка «Петровск – Махач-Кала в почтовой открытке. 1902–1923». Впервые музей истории города Махачкалы представил дагестанскому зрителю собрание подлинной почтовой открытки с видами города. Большинство старых открыток отображает приморскую часть Петровска и улицу Барятинскую – центральную и деловую части города в дореволюционное время. Почтовые открытки позволяют довольно достоверно реконструировать облик старого города и сопоставить его с современным видом. «Это достаточно редкий материал, но сегодня у нас – одно из самых полных собраний, какое только может быть», – констатирует Зарема Дадаева. Еще один громкий проект музея города – «Забытый портрет», он представляет одиночные и коллективные парадные портреты дагестанцев дореволюционного периода. Концепция этого проекта – «Портрет нации 100 лет назад». Совсем недавно музей города представил выставку «Все на Парад!». Экспозиция выставки составлена как панорамная иллюстрация жизни Страны Советов, являющая Парад одним из символов социалистической эпохи. На выставке можно увидеть парады Махачкалы разных лет от известных дагестанских фотожурналистов и фотографии из домашних и семейных архивов махачкалинцев.
Кроме выставочной, музей ведет и просветительскую работу. Уже не первый год проходит научно-просветительский семинар «Городские чтения», куда приглашаются видные лекторы, доктора и кандидаты наук, которые рассказывают всем желающим об истории и культуре Дагестана и дагестанских городов. И это очень важно еще и потому, что коренных горожан, помнящих тот город, с каждым годом остается все меньше. «Мне очень приятно, что нас активно поддерживают в Институте истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, наши именитые ученые готовы безвозмездно участвовать в образовательном проекте, готовы передавать свои знания. Публика на лекции приходит разная – от школьников и студентов до пенсионеров», – отмечает Зарема Дадаева. Вопросы городской истории, поднятые на семинарах, актуальны в настоящее время. Ведь не секрет, что население Махачкалы существенно обновилось за последние 20 лет. Много коренных горожан покинуло столицу, а их место заняли жители районов, которые зачастую не знают истории города, в котором живут. К тому же темы, представленные на семинаре, охватывали многие проблемы дагестанских городов вообще. В ближайших планах музея – открытие совместно с ЦГА РД новой масштабной выставки под названием «История моего города», приуроченной к 155-летнему юбилею Махачкалы. Этот проект включает в себя также издание комплектов фотоизображений, снабженных историческими аннотациями, с видами Петровска и Махачкалы. Эти изображения будут подарены всем учебным заведениям Махачкалы – школам, ссузам, вузам – для создания стационарных выставок, рассказывающих школьникам и студентам об истории развития нашего города и его памятных местах. Таким образом, музей снова выходит в город, чтобы рассказать о нем людям.
Благодаря большой работе, проделанной коллективом за 5 лет, Музей истории города Махачкалы стал интересен горожанам. Здесь постоянно меняющийся мир, практически каждая выставка – это презентация темы, формата, имени или проекта. На выставки приходят школьники, студенты, городская интеллигенция и гости Махачкалы из разных городов и стран. А это и есть главный результат музейной работы.