Хлебные куклы дагестанцев
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
К хлебу во все времена в мире было особое отношение. Все мы, наверняка, слышали в детстве от старших, что выбрасывать хлеб — большой грех. Для наших предков хлеб был священным, с его выпеканием был связан ряд обычаев, ритуальных оберегов и верований.
О роли хлеба в обрядовой культуре народов Дагестана читателям «Проджи» рассказал профессор, доктор исторических наук Руслан Сефербеков.
— Фигурные хлеба были широко распространены у всех народов Дагестана и в целом на Кавказе. Чаще всего обрядовый хлеб пекли из пшеничной или кукурузной муки. Во время календарных праздников выпекали хлеба антропоморфной (в виде человеческой фигуры) формы. Назывались они по-разному: у аварцев — ясикIо — «кукла», у андийцев – йешикIу «кукла», у даргинцев – начи, гулуча, къяна — «кукла», у лакцев – барта — «девочка», «девушка», у лезгин – нини — «кукла», у южных кумыков – урчукъан, у дагестанских азербайджанцев – гугал. Такими куклами награждали победителей спортивных соревнований. Зооморфные (в виде животных) хлебцы, чаще всего – в виде куропатки, дарили детям, приходившим в гости на праздники. Хлебные куклы и зооморфные хлебцы у аварцев-андалальцев, лакцев, дагестанских азербайджанцев посылались и в числе свадебных подарков родственникам жениха и невесты. Все виды хлебов дарили и мальчикам, подвергшимся обряду обрезания «суннат». В повседневной жизни хлебными куклами одаривали только девочек, что подчеркивает женский облик божества плодородия, с которым они отождествлялись.
Самым важным календарным праздником у всех дагестанских народов был праздник начала весны, или праздник первой борозды. Главный акт праздника заключался в проведении самой борозды. После начинался второй этап праздника – игры и состязания: скачки, бег, метание камня, поднятие тяжестей, борьба, прыжки в длину, а также бои быков, баранов, петухов, собак. Так же, как и другие народы Дагестана, в дни этого праздника аварцы пекли разной формы и содержания фигурные обрядовые хлеба в виде человеческих фигур или фигур различных животных – барана, лошади, петушка. Хлеб-баранку дарили победителям соревнований в беге и скачках. Эту же баранку надевали на шею лошади, первой пришедшей к финишу на скачках, и на правый рог быка, при помощи которого проводили первую борозду. Пекли такие обрядовые хлеба и на исламские праздники.
На праздник первой борозды Оц бай и Ураза-байрам хунзахцы готовили фигурные обрядовые хлеба зооморфной формы – хIанкъва в форме птицы и мокъокъ («куропатка»). Их начиняли яйцами и грецкими орехами, а затем запекали в хлебной печи — кор. Дарили хIанкъва и мокъокъ только девочкам, суть этого хлеба — плодородие, с ним связаны все компоненты, из которых они изготовлялись – мука, яйца, орехи. Мальчикам же во время этих праздников, помимо халвы и яиц, дарили хлеб-баранку «гор», в который, прежде чем его испечь, также втыкали яйца и орехи.
У гидатлинцев имелись и другие виды обрядовых фигурных хлебов.Так, во время праздника Ураза-байрам, когда ходили по гостям, было принято по количеству детей в доме, в который наносили визит, дарить фигурные хлеба в виде полумесяца – русемекI, обмазанные сверху халвой. Также в дни праздников для детей изготовляли фигурные хлеба в форме руки – квер, обмазанные халвой или урбечем. Для детей из остатков теста пекли и хлеб в виде куропатки – мокъокъ. Ее насаживали и на вершину особого ритуального деревца — канакро, изготовлявшегося на свадьбу, праздник первой борозды, а также при безвременной смерти молодого человека. На деревце навешивали сладости, яйца, яблоки, а ствол и ветви обкладывали медовым тестом. Ритуальное деревце, на которое навешивали сладкие свадебные хлебцы, орехи и выкрашенные в черный цвет яйца, фигурирует и в похоронных обрядах табасаранцев при безвременной кончине молодых юноши или девушки, не вступивших еще в брак.
Фигурные обрядовые хлеба пекли и андийцы. На праздник первой борозды андийцы готовили фигурные хлеба-баранки «гимура» для того, чтобы надеть их на рога быков во время первой вспашки, а также зооморфные и антропоморфные хлебцы: киоту — «лошадь» и йешикIу — «кукла». Ахвахцы же использовали выпеченную из пшеничной муки и утыканную орехами, сухофруктами, изюмом и кусочками сахара антропоморфную «дождевую куклу» в обряде вызывания дождя. После завершения обряда эта кукла съедалась детьми.
Победителей соревнований на празднике первой борозды цудахарцы награждали пирогами хула чутту («большой пирог»), хлебами-баранками кьярква. Самые большие пироги и баранки изготовлял проводивший первую борозду «старший пахарь». Размеры пирога и разнообразие его начинки были делом престижа не только самого «старшего пахаря», но и общества в целом. Например, в с. Хаджалмахи в пирог диаметром до 1 метра и высотой 0,5 м клали сотни яиц, мясо, курдюк, колбасу, изюм и прочее. Пироги и баранки несли большую символическую нагрузку. Во-первых, они имели форму солярных знаков, что связано с культом солнца. Во-вторых, вкушая кусочки хлеба, люди как бы умилостивляли солнце и приобщались к таинству воспроизводства, к духу (божеству) хлеба.
В Харбуке на празднике первой борозды встречался более архаичный приз – кукла, изображающая девушку. Глаза ее делали из серебряных монет, зубы – из фасоли. Голову утыкали несколькими прутьями. Ее несли перед толпой на вытянутых руках. Возможно, в этом сказывался пережиток древнего представления о том, что у пашни, хлеба имеется дух, хозяин, и он должен быть женского рода, ибо только женщина обладает способностью воспроизводства. Разделение куклы между многими людьми должно было приобщить их к таинству воспроизводства, дать им силу, заключающуюся в духе хлеба.
У лакцев к празднику начала весны принято было печь хлебы особой формы — барта и хлебцы с орехами, которые в другое время не готовились. Кумухцы и жители близлежащих селений делали барта зооморфной формы: верхняя часть овальной лепешки из теста разрезалась посередине и наподобие бараньих рогов закручивалась в стороны; с помощью фиников, изюма, кураги лицевой стороне хлеба, смазанной при выпечке яйцом, придавали сходство с мордой животного. Барта могли иметь и антропоморфные очертания: делались руки, ноги, голова, туловище, в область живота вставлялось яйцо. Барта были столь обязательной принадлежностью праздника весны, что в народе ночь весеннего равноденствия называлась бартрал хху («ночь барта»). В Цовкра во время проведения обряда укладывания ребенка в люльку выпекали 20 — 30 хлебцев антропоморфной формы. Их клали в люльку, и каждый из детей родственников и соседей по очереди брал для себя хлебец со словами: «Твой хлебец мне, мой сон тебе». Такого рода хлебцы имелись и у цудахарцев. У них, если ребенок не засыпал, то для умилостивления духов, не дающих заснуть ребенку, его мать или близкая родственница пекла хлебцы бусбуссе («сонники») в виде двух небольших восьмерок, которые клали у изголовья малыша
У табасаранцев существовал своеобразный обряд «передачи болезни», в котором использовалась кукла из теста. При долгой и продолжительной болезни ребенка женщины выпекали эту куклу и с плачем и причитаниями хоронили на перекрестке трех дорог, приговаривая: «Пусть болезнь с куклой уйдет в землю». Похороны болезни, олицетворяемой в образе куклы из теста, на перекрестке трех дорог не случайны. Известно, что перекресток – издавна считался местом встречи времени и пространства, где обитают демоны и ведьмы.
У южных кумыков было принято готовить к новому году обрядовые фигурные печенья — урчукъан, напоминающие человеческую фигуру или в виде барана с закрученными рогами, куропатки – къапкъа (с яйцом внутри). Урчукъан некоторые оставляли до следующего новогоднего праздника, повесив на стену. Этим, вероятно выражалось пожелание и надежда жить из года в год в достатке. Кроме того, люди в этом хлебце видели лечебные свойства: его давали больному, размочив в супе. Хлебная кукла использовалась и в обряде вызывания дождя.
Таким образом, обрядовые хлеба народов Дагестана являются воплощением древних божеств, связанных с культом плодородия, а также «заменителями» жертвенных животных в ритуалах.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]