Все тайное становится явным
В первые дни июня в Карабудахкентском районе Дагестана сотрудниками ОАО «Черномортранснефть» была предотвращена попытка незаконной врезки в трубу магистрального нефтепровода Баку – Новороссийск.
Оперативную информацию о предполагаемом преступлении сотрудники «Черномортранснефть» получили от органов ФСБ. При прочесывании местности на одном из участков был обнаружен подведенный к трубе тоннель глубиной три метра и длиной 20 метров. В нескольких метрах от подкопа за оросительным каналом был обнаружен отвод протяженностью около километра. Но его злоумышленники просто не успели подвести к трубе. Все преступные объекты были тщательно замаскированы.
Иногда просто диву даешься той смекалке, тому усердию, которые проявляют злоумышленники, охочие до содержимого магистрального нефтепровода. Столь притягательный для криминала нефтяной поток, преодолевающий в подземной стальной трубе по территории Дагестана 535 км, берет начало на НПС «Махачкала» Тихорецкого РУМН ОАО «Черномортранснефть». Отсюда по подводящему нефтепроводу нефть движется в систему магистрального нефтепровода «Баку – Тихорецк – Новороссийск». Объем сырья здесь под строгим контролем: на НПС действует коммерческий узел учета. Товарный оператор следит за всем циклом прохождения нефти, включая процесс разгрузки танкеров. Поскольку станция является объектом стратегическим, ее охране уделяется огромное внимание: здесь несут службу бойцы команды «Махачкала» объединенного отряда «Дагестан» СБ ЧТН. Компактная территория НПС с ее ограждениями и охраной практически недоступна для чужаков, чего не скажешь о нефтепроводе. Трубу не спрячешь за неприступным забором и цепь из охранников на всем ее протяжении не выставишь…
Изощренность методов, которые применяют те, кто ворует сырье из нефтяных магистралей на территории Дагестана, впечатляет. Обстановку комментирует заместитель начальника Службы безопасности ОАО «Черномортранснефть» – начальник объединенного отряда «Дагестан» СБ «Черномортранснефти» В.А. Шулико: «Если раньше врезки делались «на хапок» – приехали, врезались, откачали нефти сколько успели и скрылись, – то теперь преступления готовятся очень тщательно. На трубу пришли люди с большими деньгами и большими амбициями. Врезки делаются с применением новейших технологий, оборудования для горизонтально направленного бурения, компьютерной техники. Прокладываются многокилометровые отводы. Это миллионы рублей, а с учетом построенных под большие объемы ворованной нефти мини-НПЗ счет затратам преступников идет на миллионы долларов. Цель криминала ясна – надолго присосаться к трубе, ведь надо окупить вложенные средства и получить сверхприбыль».
Глава представительства ОАО «Черномортранснефть» в Республике Дагестан Джафар Насиров констатирует имеющуюся статистику: «В 2008 году на территории Дагестана зафиксировано 77 несанкционированных врезок, в 2009-м – 57, в 2010 – 50. Если отрицательный дебаланс нефти в трубе в 2008-м составлял 27080 т, то в 2009-м году его не было. За 2010 год нами было возбуждено 50 уголовных дел по фактам врезок. К сожалению, они продвигаются с большим трудом. Но я хочу привести другой довод, говорящий об эффективности принимаемых мер: до открытия представительства и реорганизации СБ ОАО «Черномортранснефть» цены на нефтепродукты в республике были на 5-6 руб. ниже, чем в среднем по России. С середины июня 2009 года цены резко подскочили, по некоторым видам топлива превысив среднероссийские. Это обстоятельство связано в первую очередь с отсечением от трубы ряда ОПГ, осуществлявших откачку нефти из магистрального нефтепровода Баку – Новороссийск. Из-за отсутствия ворованной нефти в республике остановилось большинство мини-НПЗ: на официально закупаемом сырье работать стало невыгодно. Из почти полусотни так называемых «самоваров» сегодня в Дагестане работают один-два».
В такой ситуации растет напряжение в определенных кругах, немало лет строивших свое благосостояние за счет нелегального нефтяного бизнеса. Для восстановления прежних позиций преступные группы идут на все – от подкупа рядовых охранников до прямых угроз руководству объединенного отряда и представительства. К сожалению, и в наших рядах находятся люди, которые действуют в интересах преступников, информируют их о выезде охраны на линейную часть, об изменениях режима работы магистрального нефтепровода и т.д.
Обстановка, в которой работают представительство ОАО «Черномортранснефть» в Дагестане и объединенный отряд СБ «Дагестан», осложняется многими факторами. Это традиционная клановость, коррумпированность чиновников всех уровней, безработица среди молодежи, небывалый разгул преступности, вооруженные бандформирования… Давление на сотрудников «Черномортранснефти» в Дагестане не ограничивается одними лишь угрозами, уж очень большое желание у расхитителей присосаться к трубе. Несмотря на сложность обстановки, есть факты, внушающие оптимизм. Работа представительства ОАО «Черномортранснефть», направленная на развитие взаимодействия с силовыми структурами, приносит свои плоды: укрепляется сотрудничество с республиканским управлением ФСБ, налажены рабочие отношения с местными органами МВД.
Показателем положительных изменений стал тот факт, что начиная с сентября 2010 года со своих должностей были уволены четверо коррумпированных начальников райотделов милиции, покрывавших преступный нефтебизнес. Большой вклад в налаживание взаимодействия на уровне высшего руководства республики вносит и руководство «Транснефти».
Безусловно, создание представительства ОАО «Черномор-транснефть» в Республике Дагестан позволило акционерному обществу значительно улучшить взаимоотношения и повысить оперативность взаимодействия с властными структурами – от руководства республики до местных администраций. Благодаря реструктуризации отряда СБ увеличилось число мобильных и патрульных групп, что положительно сказалось на качестве охраны нефтепровода. Тем не менее следует признать, что криминальная обстановка вокруг нефтепровода в Дагестане остается чрезвычайно сложной. В Северо-Кавказском округе в лидерах по количеству таких врезок в нефтепровод, к сожалению, все еще значится Дагестан. В результате преступной деятельности государство несет значительный материальный ущерб, а потребители углеводородного сырья страдают от потери его качества.
Бизнес, организованный на похищенной нефти, – механизм нехитрый. Нефть откачивают в бензовозы и транспортируют по автотрассе до ближайшего нелегального нефтеперерабатывающего предприятия. Далее – изготавливаются нефтепродукты и направляются в розничную продажу по ценам на рубль-полтора дешевле обычных.
При этом нелегалы используют похищенное сырье, не платят налоги, на черновых работах используют дешевую рабочую силу, нарушают экологию и технику безопасности. Их прибыль во много раз превышает прибыли официально работающих нефтехимических предприятий, а качество выпускаемой продукции находится на самом низком уровне: бензин, заявленный как 92-й, на самом деле соответствует маркам 70, 72. Несколько лет назад нелегальное горючее реализовывали прямо на трассах. Сегодня же такой бензин скупают уже владельцы легальных заправок, добавляя его в качественные сертифицированные нефтепродукты. Автомобиль, заправленный подобным суррогатом, далеко не уедет. Бензин купите за копейки, а ремонта получите на тысячи «кровненьких»! Мазут скупают как печное топливо для частных котельных. Из ворованной нефти делают дизельное топливо. Когда пшеница на полях созреет, солярку купят сельчане. Да и котельные выгоднее отапливать горючим по более низкой цене. В качестве дешевого топлива они покупают сырую нефть практически за копейки, но бойлерное оборудование выходит из строя.
Кроме экономического ущерба, незаконные нефтедобытчики наносят также и экологический урон. Покидая место преступления в спешке, они оставляют нефть вытекать из трубы прямо на землю, в степь, на пашню. Более года требуется загрязненной почве для того, чтобы снова начать плодоносить.
«Мы совместно со всеми заинтересованными ведомствами активно работаем и в плане профилактики подобных преступлений, стараемся пресечь их до того, как произойдет врезка в нефтепровод. В скором времени планируется совместно с МВД Дагестана осуществлять авиационное наблюдение за магистральным нефтепроводом, это также позволит улучшить ситуацию в борьбе с нефтяными ворами», – отмечает Джафар Насиров.
Обнаружение несанкционированной врезки в проблемном Карабудахкентском районе республики – это только половина дела, гораздо сложнее найти тех, кто стоит за каждой преступной врезкой. За подобное воровство в большинстве случаев под суд идут рядовые исполнители: задержанные на месте преступления рабочие подпольных нефтебаз и водители бензовозов. Их «крышующая» верхушка чаще всего остается в тени, потому что нити криминала, власти и нефти порой так переплетены, что распутать сей замысловатый клубок весьма и весьма сложно. А значит у сотрудников дагестанского Представительства «Черномортранснефти» впереди еще много работы.
Самым закрытым и, безусловно, самым прибыльным на российском рынке остаётся нефтебизнес. Его закрытость позволяет вкладывать в него огромные теневые средства и существенно приумножать их. Нефть воруют, незаконно перерабатывают и сбывают. Этот бизнес давно принадлежит организованным преступным сообществам. Но каждый раз, когда у преступников возникает нездоровое желание обогатиться за счет государства, пусть знают, что нефтеворюг всегда лупят по грязным рукам…