Время отдыхать в Дагестане
Сегодня развитие туризма в Дагестане становится одним из приоритетных направлений. И это неудивительно, ведь даже у многих признанных лидеров мировой туристической индустрии нет такого обилия и разнообразия природных ресурсов, какими обладает наша республика: чистый горный воздух, Каспийское море, контрастный ландшафт, разнообразие южных овощей и фруктов, этнографический колорит.
Стоит ли говорить, что при создании соответствующей туристской индустрии наша республика могла бы стать регионом летнего внутрироссийского въездного туризма. Но где найти те самые рычаги управления всем этим богатством и обилием? Как привлечь туристский поток в республику? По какому пути развивать туристическую индустрию в Дагестане?
Эти и многие другие вопросы обсудили гости, представители ведущих московских туристических изданий, посетившие журнал «Проджи»: Валерий Буянов (журнал «Индустрия туризма и культуры»), Сергей Шунин (журнал «Планета отелей»), Константин Исааков (интернетиздание по туризму, отдыху и путешествиям «2R»), Илья Дубровский (журнал «Турист»).
– По роду деятельности вы много путешествуете, вас сложно чемлибо удивить. А что вам понравилось в Дагестане?
Илья Дубровский: – В первую очередь – это удивительная природа. Любая другая страна использовала бы подобное обилие ресурсов, что называется, сполна. И, конечно же, очень теплая и приятная атмосфера. Это большой плюс. Надо сказать, что не в каждой стране можно чувствовать себя так легко и непринужденно, как здесь.
– Сейчас много говорят о возрождении туризма в нашей республике, о возможности превратить ее в туристический рай. На ваш взгляд, это реальность или неосуществимая мечта? Какие меры необходимо предпринять для привлечения туристов?
Сергей Шунин: – Безусловно, работы более, чем достаточно. Но есть благодатная почва, от которой и следует отталкиваться. Сейчас требуется большая и вдумчивая работа: сотрудничество сообщества отельеров, объединение туроператоров, информационная поддержка. Вы в начале пути. Многое сделано, но надо идти вперед.
Илья Дубровский: – Необходимо структурировать обязанности. Бизнес формирует места посещения, объекты показа, обеспечивает размещение. Государство же формирует вокруг этого инфраструктуру. Каждый должен заниматься своим делом.
Константин Исааков: – В Дагестане есть все, чтобы заинтересовать довольно серьезный турпоток, но в несколько неорганизованном, я бы даже сказал, в разрозненном состоянии.
Здесь есть прекрасная природа, познавательные дестинации, возможности для культурного туризма. Не хватает, на мой взгляд, в первую очередь, развитой инфраструктуры и сформированных турпакетов с интересными и разнообразными маршрутами, которые могли бы заинтересовать туристов. Это как раз те направления, в которых следует двигаться.
Валерий Буянов: – Все мы знаем, что во многих туристических странах не совсем стабильная ситуация. Люди едут туда с опаской. Надо использовать данную обстановку для популяризации внутреннего туризма. К тому же есть определенная группа людей, чьи профессии запрещают выезд за границу. Можно ориентироваться на них. Давайте предложим российскому потребителю, особенно данной категории, отдых с лечением, оздоровлением, реабилитацией на территории своей же страны, к примеру, в Дагестане.
– За время своего пребывания в Дагестане вы побывали на местных турбазах, курортах, отелях и получили возможность оценить их уровень. Насколько они соответствуют современным российским требованиям и стандартам?
С. Ш.: – Я бы отметил их непрактичность. Места туристического отдыха – гостиницы, пансионаты, санатории – должны быть технологичными и многофункциональными. Да, здесь невероятная домашняя атмосфера уюта, гостеприимства. Что называется, сделано с душой. Но не учтен очень важный момент. Это неуместно в условиях массового потока туристов. Гостиница – это не дом. Это предприятие, предназначенное для заработка денег. Поэтому вся мебель должна быть функциональной и безопасной в использовании.
В противном случае это вызовет большие проблемы, связанные с эксплуатацией, со стоимостью, необходимостью быстрого обновления номерного фонда. Вопрос грамотной унификации необходим для гостиничного бизнеса. И тут есть момент, который особенно важен, – это взаимодействие отельеров. Путь отельера очень сложен и связан с большим количеством подводных камней. И если профессионалы отрасли будут делиться проблемами и опытом, показывать те пути решения, к которым они пришли, это будет мощным толчком для развития данной отрасли.
– Насколько доступны дагестанские отели и турбазы для людей со средним достатком?
К. И.: – Это уже проблема не столько отелей, сколько транспортная. То есть, чаще всего дорога стоит дороже, чем отдых. К примеру, человек приехал в пансионат и заплатил за 15дневный курс 20 тысяч рублей. Это немного. Но столько же он заплатит за авиабилеты, чтобы добраться сюда. В общей сумме получается слишком дорого. Если приехать сюда с семьей, выйдет дороже, чем слетать в тот же Таиланд. Расстояние несопоставимое. Это комплексный вопрос на уровне государства.
В нашей республике не очень популярны такие профессии, как официант или горничная. Отсюда – проблема отсутствия сервиса, которую отмечают многие туристы, побывавшие у нас. Да вы, наверное, и сами заметили этот существенный минус.
С. Ш.: – Я неоднократно приводил такой пример: в начале 80х профессия официанта была, скажем, не сильно уважаемая. Их называли халдеями. Но что было в душе у этих людей? Один из известнейших очеркистов 80х описал жизнь одного официанта: тот рос в бедной семье, где все было серо, уныло, голодно. Но однажды приехал дядя и повел его в ресторан. Этот день стал для него настоящим праздником и запомнился на всю жизнь. Ресторан – это не только еда, но и атмосфера, настроение, общение. Повзрослев, молодой человек устроился в ресторан официантом, чтобы дарить людям радость. Согласитесь, совсем другой подход к вопросу.
И. Д.: – В этом плане спортивный туризм – самый эффективный. Он позволяет приглашать гостей, которые не требовательны к обслуживанию. Спортивный туризм не требует гостиничных комплексов и ресторанов, он позволяет приглашать туристов на уровне администрации: создавая походы, маршруты, проводя соревнования и прочее.
Спортивный туризм мог бы привлечь сюда и молодежь, обеспечив Дагестан последующим потоком и иностранцев, и российских туристов, которые достаточно состоятельны, но пляжному виду спорта предпочитают чтото более серьезное, увлекательное и близкое русскому менталитету. Поэтому внимание к спортивному туризму и его развитие очень важны.
В. Б.: – Хотелось бы добавить, что Дагестан исторически был Меккой спортивного туризма. Здесь не только прекрасная природа, но и прекрасная доступность, что очень важно. Здесь возможна массовость.
С. Ш.: – Следует подчеркнуть, что в Дагестане культура физического здоровья особенно развита. Здесь мы видим множество молодых людей в хорошей физической форме. Это почти готовая база инструкторов. Продажа навыков – это новый тренд в туризме. Здесь можно развивать различные спортивные направления. Для этого есть и горы, и море, и озера. Нужно только организовать структуру. Можно организовывать туристические группы из четырех человек, для обучения, к примеру, скалолазанию. И таких маркетинговых ходов может быть масса. Но требуется открытость и информированность. Чтобы человек, выбирая вид и место отдыха, мог получить наиболее полную информацию о маршруте, расценках и так далее.
– Как вы считаете, что является основным препятствием для роста туристического потока?
С. Ш.: – Отсутствие целостного образа. Человеку трудно ответить на вопрос «Зачем я поеду в Дагестан?».
К. И.: – На мой взгляд, неким препятствием является барьер в головах и инерционность работы всей системы туризма в республике: как работали в советское время, так и продолжаем работать. Не предпринимаются попытки привлечения туристов, люди мало задумываются о будущем республики и своем личном. Есть, конечно, и положительные примеры. А в основном все работают по инерции.
– Наверное, не следует исключать отсутствие информационной поддержки?
В. Б.: – Совершенно верно. На туристских выставках, на которых представлен Дагестан, не хватает информации для туроператоров, турагентств, корпоративных клиентов. Все очень просто. Можно тиражировать диски о туризме в Дагестане, распространять их среди туроператоров, корпоративных клиентов и т.д. На этом диске будет собрана вся информация. Можно привлечь студентов профильных вузов, дать им возможность сделать чтото полезное для республики и для себя. Можно пойти по отелям и собрать информацию об их работе и услугах. В результате рекламы именно эти отели попадут под корпоративного клиента. Далее – необходимо дать информацию о том, что 2015 году планируется большой поток туристов в честь празднования 2000летия города Дербента. Отели, если они находятся в частных владениях, быстро отреагируют на маркетинговую стратегию. Плюсов множество. Студенты получают опыт, а гостиницы набирают популярность среди туристов.
К. И.: Информационной поддержки явно не хватает. Все мы обратили внимание, заезжая на базу отдыха, что чем дороже там места, тем больше она заполнена. Дешевые места практически пустуют. Почему? Потому что у среднего обывателя несформированное отношение к туризму даже в своей республике. О дорогих базах узнают по сарафанному радио. Люди годами туда ездят и платят большие деньги. Но это один слой населения. А человек с достатком средним и ниже среднего просто не знает о существовании лечебных баз отдыха и санаториях, о том, что можно отдохнуть за небольшие деньги. Поэтому от нас с вами во многом зависит формирование психологии обывателя, который может быть ориентирован на использование своих республиканских ресурсов.
Что бы вы хотели пожелать Дагестану и дагестанцам?
С. Ш.: – Я бы пожелал политической стабильности и выдержанного курса руководства, и Дагестана, и России. Чтобы внимание тех, кто находится «у руля», было направлено в правильную сторону в развитии туризма и всей республики.
И. Д.: – Важна стабильность. Что бы человек ни делал, он хочет, чтобы это было долговременно. Нужны понимание стабильности и единая линия руководства. В конце концов, все зависит от грамотного подхода руководства к тому или иному вопросу.
В. Б.: – Я желаю Дагестану побольше гостей, заинтересованных как в развитии туристской отрасли, так и всего Дагестана.
К. И.: – Хотелось бы внести романтическую ноту и пожелать Дагестану взаимной любви. Импульс любви от Дагестана в сторону широкого слоя туристического потенциального клиента определенно присутствует, но этот импульс недостаточно яркий, чтобы получить отклик. Уверен, если этот импульс будет более эмоциональным и бурным, откликнется вся страна. Так вот, я желаю вам инициативности.