Махачкала

Восточные бани древнего Дербента

18:15  24.07.15
0
630

[vc_row][vc_column][vc_column_text]

Среди старинных памятников Дербента, сохранившихся до наших дней, особое место занимают бани. Это сейчас у каждого в доме своя ванная комната, а раньше люди этого не имели, и общественные бани были очень популярны и выполняли не только санитарно-гигиеническое назначение.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»2/3″][vc_column_text]5Подробнее о банях Дербента нам рассказал директор ООО «Научно-исследовательский центр «Культурное наследие» Айдын Мамедов.
– Сколько бань функционировало в Дербенте и какие функции они выполняли?
– Старинные бани, или, как еще их называют по-восточному, хамамы, в древнем Дербенте помимо своего санитарно-гигиенического назначения служили местом сбора жителей квартала, где они могли не только просто отдохнуть и провести свободное время, но и обменяться информацией, новостями, а также поучаствовать в спортивных состязаниях на специальных сооружениях, так называемых «зорхана». Эти сооружения при банях существовали аж до начала ХХ века.
Раньше практически возле каждой мечети в городе были возведены хамамы. Ведь известно, какое значение придает мусульманская религия чистоте не только духа, но и тела. Поэтому хамамы выполняли ряд функций, установленных мусульманину шариатом: без омовения запрещено правоверному появление в мечети, совершение намаза и чтение Корана.
В Дербенте на настоящий момент сохранилось шесть старинных бань, в т. ч.:
Хан-хамамы – развалины ханской бани в цитадели Нарын-Кала;
Базар-хамамы (Гызлар-беги-хамамы) – на древней базарной площади, расположенной на 8-м магале;
Месджид-хамамы – на 7-м магале, у Джума-мечети;
Гызлар-хамамы (Девичья баня) – на 7-м магале, у Джума-мечети;
Хаджи-Тагы-хамамы – на 1-м магале, у Тахта-базара;
и единственная ныне действующая старинная баня в городе – это Кырхлар-хамамы, или, как ее еще называют из-за расположения на улице Хан-кюче, Ханская баня – на 6-м магале, у ворот Кырхлар-капы.
Если в начале ХХ века в городе действовали 4 бани: Месджид-хамамы, Гызлар-хамамы, Кырхлар-хамамы и Хаджи-Тагы-хамамы, то к середине ХХ века уже функционировали только две бани: Месджид-хамамы и Кырхлар-хамамы.
В начале 90-х годов ХХ в. практически все бани города находились в заброшенном состоянии и постепенно разрушались под натиском времени. Одну из них, Кырхлар-хамамы, благодаря инициативе жителей города удалось все-таки восстановить. Так, в 1995 году семья участника Великой Отечественной войны Мамедова Пинжали Гаджибабаевича с согласия местных властей за счет собственных средств произвела капитальный ремонт в бане Кырхлар-хамамы и полностью ее восстановила. С того времени и по сей день баня продолжает работать.
– Известны ли даты строительства дербентских бань?
– Мнения специалистов на этот счет расходятся: одни из них утверждают, что бани Хан-хамамы, Базар-хамамы, Месджид-хамамы и Кырхлар-хамамы были возведены в ХV-XVII вв., а Базар-хамамы – в VI веке. По мнению других, старинные бани Дербента были возведены в более ранние сроки.
– Расскажите об особенностях устройства этих бань: из какого материала они построены, какую имеют планировку, как отапливаются и т. д.
– Все старинные бани Дербента построены из местного камня – известняка-ракушечника на глиняном или известковом растворе в старинном восточном стиле, имеют единую объемно-пространственную композицию и отличаются только размерами и незначительными элементами планировки и конструкции.
Так, здание бани Кырхлар-хамамы сложено из более или менее крупных блоков бутового камня правильными рядами с подтеской лицевой поверхности. Камни выложены на толстом слое глиняного раствора. Основная часть здания бани представляет собой удлиненный прямоугольник (30,0 х 15,0 м), к которому с северной стороны примыкает небольшое прямоугольное помещение (3,0 х 15,0 м) с топкой в виде удлиненного и немного суживающегося к собственно бане канала.
Как и все остальные бани, баня Кырхлар-хамамы состоит из двух основных помещений: холодного отделения, которое служит раздевалкой, и горячего, предназначенного для купания. Основной вход в баню в старину располагался по улице Хан-кюче с юго-западной стороны здания. И лишь в конце ХХ века вход в баню был перенесен в восточную сторону здания – со стороны ул. Базарной (ныне ул. Н. Круп-ской).
Если говорить о планировке бани, то холодное отделение представляет собой квадратное сводчато-купольное помещение крестообразной формы. Купол бани завершается круглым отверстием, имеющим на вершине световой фонарь, через которое освещается дневным светом холодное помещение. В центре зала расположен каменный бассейн с холодной водой для ополаскивания ног перед одеванием.
Во все четыре стороны внутри зала устроены ниши, перекрытые стрельчатыми сводами. Уровень пола ниш превышает уровень пола всего зала на 40 см. Ниши под сводами также имеют несколько маленьких ниш, служащих для размещения обуви посетителей.
Холодный зал сообщается с горячим залом через узкий коридор, перекрытый стрельчатым сводом. Горячий (купальный) зал устроен так же, как и холодный зал, и освещается через купол в центре зала.
Пол зала выложен из тонких каменных плит, опирающихся на многочисленные каменные столбики. Подпольное пространство между столбиками заполнялось нагретым воздухом, шедшим из топки. Таким путем осуществлялось подпольное отопление бани. Дым, миновав столбики, уходил дальше через три широких и низких сводчатых прохода под помещение купальни, откуда выходил затем наружу по вертикальным трубам, заложенным в стенах.
Кроме того, в стены были замурованы довольно толстые глиняные трубы, служившие для подачи горячей и холодной воды; под полом шла более толстая труба для слива грязной воды; по такой же толстой трубе подавалась и чистая вода.
Купальный зал также состоит из четырех секций. В одной из боковых секций на высоте 0,5 м над уровнем пола устроен квадратный каменный бассейн для купания. Перед бассейном расположены два крана – для холодной и горячей воды. Вода в эти краны поступает из двух перекрытых стрельчатыми куполами помещений, так называемых хазни. В стене каждой хазни устроено небольшое арочное отверстие для черпания воды. Душ в бане отсутствует, купаются, как и в старину, с помощью тазиков и кружек для воды.
Особый интерес в старинных банях древнего Дербента представляет система отопления и обогрева воды, настолько она продумана и рациональна во всех отношениях. Термосная система позволяет сохранить тепло в бане еще неделю после прекращения ее топки. Эта же система исключает все теплопотери и дает возможность топить ее чуть ли не свечой. Минимальное потребление энергии и воды, или, как бы ее сегодня назвали, энергосберегающая система бани, позволяют ей оставаться «на плаву», несмотря на продолжающийся рост цен на энергоносители.
В старину Кырхлар-баня топилась дровами, в настоящее время – газом.
Топка представляет собой небольшую нишу под баней, от которого во все стороны под полом отводятся каналы. Над топкой в бане размещается квадратное помещение термосного типа с чаном (емкостью для обогрева воды) в центре. Чан, изготовленный из кованой меди, представляет собой резервуар прямоугольного типа размерами 1,2 х 0,7 м и высотой 25 см, по краям вмурованный в водонепроницаемый известковый раствор в несколько слоев.
Водоснабжение бань осуществлялось через родники и булаги по подземным каменным желобам и гончарным трубам. Так, Хан-хамамы получал воду из водопроводной сети цитадели Нарын-Кала, Базар-хамамы – от Хан-булага, Месджид-хамамы и Гызлар-хамамы – от Мечеть-булага и Кырхлар-хамамы – от Джарчы-булага. В настоящее время баня снабжается водой из Кайтагского водовода.[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/3″][vc_column_text]«Дверь в нашу комнату была отворена, и человек в остроконечной шапке просил нас войти.
Мы вошли.
Наша баня состояла из двух комнат: первая с тремя ложами, довольно большими, чтобы было можно лечь на них вшестером; вторая… Но мы сейчас войдем во вторую.
Первая комната – это предбанник, где раздеваются прежде, чем входить в баню, где ложатся, выходя из нее, и где снова одеваются, когда должны уходить отсюда.
Наш номер был великолепно освещен шестью свечами, вставленными в большой деревянный канделябр, стоявший на полу. Мы разделились и, взяв покрывала (конечно, для того, чтобы закрыть ими свое лицо в случае, если бы пришлось проходить мимо женщин), вошли в баню.
Признаюсь, я вынужден был немедленно выйти оттуда; мои легкие были не в состоянии вдыхать эти пары. Я должен был привыкать к ним постепенно, притворив дверь предбанника и создав себе таким образом смешанную атмосферу.
Внутренность бани отличалась библейской простотой; она вся каменная, безо всякой выкладки, с тремя квадратными каменными ваннами, различно нагретыми или, лучше сказать, получающими природно-горячие воды трех разных температур. Для моющихся устроены три деревянных ложа. В эту минуту я вообразил себя приехавшим на почтовую станцию.
Отчаянные любители прямо бросаются в ванну, нагретую до сорока градусов, и храбро погружаются в нее. Умеренные любители идут в ванну, нагретую до тридцати пяти градусов. Наконец, новички боязливо и стыдливо погружаются в ванну, нагретую до тридцати градусов. Потом последовательно переходят от тридцати градусов к тридцати пяти, от тридцати пяти градусов до сорока. Таким образом, они едва замечают постепенное повышение температуры».

Александр Дюма. «Кавказ». Бани[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

18:15  24.07.15
0
630

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *