Волшебная палочка из Бостона посетила Дагестан
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Не каждый день звезды мировой величины приезжают в нашу республику с концертными программами. Поэтому, когда у нас выпала возможность познакомиться и пообщаться с известным в мире дирижером и исполнителем на органе из американского Бостона, выходцем из Дагестана, Сергеем Ханукаевым, мы с радостью этим воспользовались.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Сергей Юрьевич Ханукаев родился в Махачкале и до 17 лет здесь учился. Покинув отчий дом в столь молодом возрасте, будущий дирижер отучился, отслужил в армии, окончил аспирантуру и затем еще получил новую специальность. Его ждали взлеты и разочарования, поиски себя и переезды, будущая семья и работа с крупными оркестрами России, Израиля и Соединенных Штатов.
В рамках проекта «Дагестанцы в России и за рубежом» корреспондент «Проджи» встретился с Сергеем Ханукаевым накануне выступления камерного оркестра Дагестанской Государственной филармонии, которым маэстро управлял.
– Сергей Юрьевич, что вы помните о Дагестане из своего детства?
– Помню улицу, на которой мы жили. Раньше она называлась Оскара, очень хорошо помню наш адрес. У нас была большая семья. Еще я помню, как бегал на пляж. А лето я обычно проводил в Дербенте у родителей своей мамы. У них там был свой дом. Летние каникулы тоже, конечно, были связаны с купанием в море, с футболом. Специально для меня в Дербенте купили пианино, чтобы я не забывал заниматься. В семье за этим очень следили.
– После вашего отъезда часто ли вы приезжали в Дагестан?
– После службы в армии я поступил в аспирантуру в Москве и уже остался там. Прожил я в столице почти 24 года. Потом, из-за того что менял специальность, почти 5 лет учился в Санкт-Петербурге. Затем в течение нескольких лет я проработал главным дирижером в Музыкальном театре Нальчика. И так как это рядом, по возможности я старался приезжать сюда. Здесь жили родители, я их навещал. Однажды мне довелось участвовать в концерте, который был посвящен, если я не ошибаюсь, 60-летию музыкального училища. Я дирижировал оркестром. Наверное, это было мое единственное выступление здесь. В Дагестане я больше никогда не выступал.
– Сейчас вы впервые приехали сюда через столько времени?
– Да. Так получилось, что вся моя жизнь больше была связана с Москвой и с Санкт-Петербургом. Я ездил на гастроли в другие города, но сюда как-то не попадал, не получалось. После России я переехал в Израиль, где прожил почти 10 лет. У меня там было два оркестра, я работал с израильской оперой.
– А как вы оказались в Соединенных Штатах?
– В 91-м году в Израиле обострилась политическая ситуация, началась интифада. Ухудшилось материальное положение оркестров. Плюс там была небольшая проблема с менеджментом. Все это мне не нравилось. И я стал искать пути своего дальнейшего развития. Родители моей жены тогда были в Бостоне. Я приехал в Бостонский университет, и мы достаточно быстро сошлись с директором оркестровой деятельности. Начиная с сентября 2001 года, я уже жил в Бостоне. Примерно через год приехала моя жена с ребенком, и мы обосновались там.
– Из Дагестана вы уехали достаточно давно и долгое время жили в разных странах. Есть ли сейчас в вашем доме какой-нибудь атрибут, напоминающий вам о нашей республике?
– Конечно! У меня есть бокалы кубачинской работы, серебро с чернью. У меня есть рог. Что-то еще есть, в основном это мне досталось от покойного отца.
– А блюда дагестанские помните? Готовите их дома?
– Я помню хинкал. Но его хорошо готовили только моя троюродная сестра и моя тетя. Я помню все блюда дагестанской кухни, просто в Америке как-то не приходится их готовить. Мне ближе среднеземноморская кухня. Я достаточно долго жил в Израиле. Там здоровая пища: очень много овощей, фруктов, сыры разные. Это то, что мне нравится. Но я был удивлен, что здесь этого мало. Республика климатически очень хорошо расположено. Овощей-фруктов должно быть полно, а их мало. Это меня удивило.
– В разных странах вы руководили крупными известными оркестрами и небольшими провинциальными. Можете оценить уровень дагестанского оркестра, с которым вы сейчас работаете?
– В руководстве разных оркестров – разная специфика и задачи. Например, с большим оркестром не приходится думать о технологии исполнения – как что сыграть. Они это сами прекрасно знают. Задача дирижера только предложить концепцию, которая могла бы их увлечь и объединить. А в работе с провинциальными оркестрами больше внимания приходится уделять технологии исполнения. Как правило, люди хуже научены. С этим, к сожалению, ничего не сделаешь. Хотя при наличии достаточного времени и желания со стороны оркестрантов можно добиваться очень приличных результатов.
Что касается дагестанского оркестра, то я бы оценил его уровень как средний. Люди с желанием и с охотой работают, что действительно очень приятно, потому что они не капризные. Работают столько, сколько нужно. У них есть большое желание добиться хорошего результата. Их тепло, музыкантская совесть горят в сердце. И это очень радует. Таким людям от себя хочется дать как можно больше того, что в действительности можешь дать.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]