Власть женщин
В современном обществе за женщиной прочно закрепилась роль матери, хранительницы семьи и нравственных устоев общества, главой же семьи признается все-таки мужчина.
о так было не всегда, в далеком прошлом в мире царил матриархат. Матриархат – это общество, в котором власть принадлежит женщинам, одна из форм общественного устройства периода разложения родового строя и перехода к классовому обществу.
Однако не стоит думать, что женщины при матриархате выполняли мужские обязанности, а мужчины занимались домашней работой. Основополагающим в матриархате было определение происхождения не по отцовской, а по материнской линии, а также то, что мужчина должен был жить с женой на территории ее рода или племени. Так было в прошлом, однако и в настоящее время матриархат существует в некоторых районах Тибета, Южной и Юго-Восточной Азии.
О том, что такой уклад жизни в древности был характерен для большинства народов мира, говорят дошедшие до нас легенды, обычаи и поговорки. К примеру, всем известны бесстрашные амазонки. Племя женщин-воительниц, по сведениям античных авторов, обитало в северном Причерноморье и на Кавказе. Они принимали участие во главе с царицей Пенфесилией в осаде Трои, помогая троянцам, и других известных битвах древнего мира. Амазонки жили отдельно от мужчин, родившихся мальчиков они отдавали отцам, а девочек оставляли себе.
Сохранялись отголоски матриархата и в Средневековой Европе. К примеру, у рыцарей было распространено служение «даме сердца» – замужней женщине, совершение в ее честь подвигов, посвящение ей поединков на рыцарских турнирах. Отголоски матриархата можно также увидеть и в средневековом бунте женщин в Чехии под руководством Власты и образовании ими в 739 году «женской» республики, которая просуществовала 7 лет.
О том, что и у дагестанских народов в определенный промежуток времени также царил матриархат, свидетельствуют дошедшие до нас пословицы: «Родичи отца – по имуществу, матери – по душе», «Дружи с братом жены, ешь у отца, спи – у брата матери», «Кто не послушает совета матери, тот не достигнет своей цели».
Только мать могла остановить кровную месть. Если она усыновляла кровника, то вражда прекращалась. С высоким статусом материнской груди и материнского молока согласуется факт социологический – высокий ранг родственников по матери, которые окружены особым почтительным этикетом. В современном быту о них мужчина может сказать, что они для него самые «страшные», пытаясь юмором скрыть значимость одного из важнейших принципов поведения: почитание родственников по матери больше, чем родственников по отцу. Этот обычай отражен в сказаниях народов всего Северного Кавказа. Вмешательство женщины часто останавливало самую жестокую вражду. Для этого женщине стоило только выступить вперед, снять с головы платок и бросить его перед дерущимися кровниками.
В Дагестане всегда существовал культ матери. Так, прежде чем зайти к себе домой, женатый сын должен после работы зайти проведать свою маму. И до сих пор старшая женщина в роду очень уважаема в семье, зачастую ее слово в семейных спорах бывает решающим.
У губденцев, как и в прошлом, в настоящее время женщина почитается высоко. Она никогда не занимается заготовкой топлива, уходом за животными. В домашних делах женщина решает много вопросов: например, не принято выдавать дочь замуж без согласия матери. Такое положение женщины свидетельствует о том, что у губденцев матриархат существовал значительно дольше, чем у их соседей.
Самой крепкой клятвой среди горцев еще до революции считалась клятва именем жены. Как только жена узнавала, что муж дал ее именем ложную клятву, она могла немедленно уйти из дома. У мугинцев существовал интересный обычай, когда при женитьбе все пахотные и покосные земли записывались на имя жены. В случае развода мужчина лишался земель и дома. Жена при разладах в семье смело говорила мужу: «Если не желаешь жить совместно, бери свою палку и убирайся на все четыре стороны!»
А в селении Ицари сохранился старинный обычай, подчеркивающий превосходство женщины над мужчиной. Этот обычай наблюдался и в других районах Дагестана, но в Ицари оказался более живучим. Когда ицаринским девушкам на пути их следования в поле встречается всадник, они стаскивают его с лошади и начинают всячески издеваться над ним. Характерно, что так ицаринские девушки поступают не с односельчанами, а только с мужчинами, проезжающими через аул.
В таком поведении ицаринских девушек, видимо, сохранились отзвуки матриархата.
В древней кумыкской песне о богатыре Карткожаке и красавице Максуман также воспевается образ воинственной, дерзкой девушки, которая не боится вызвать на состязание богатыря. Это отголосок преданий об амазонках, проживавших, по сведениям Страбона, на Кавказе. В лезгинском с. Кахуль и лакском с. Балхар гончарным производством занимались исключительно женщины, что является еще одним свидетельством матриархата. Как известно, женские ремесла более консервативны, этим, видимо, и объясняется сохранение многих древнейших черт не только в организации производства, но и в декоре и формах балхарской керамики. В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившего это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома.
У аварцев о бытовавшем матриархате и высоком положении женщины свидетельствуют «материнские» фамилии: к примеру, Асиятиловы. Рутульский обряд «Эр» также свидетельствует о главенствующем положении женщины в древности. Эр – название языческого божества, олицетворяющего пробуждение природы и начало новой жизни. У божества была дочь Эредрыш, которую старались задобрить и умилостивить, принося ей в жертву барана. В Агульском районе как церемония вызывания солнца бытовал аналогичный обряд «Баркунцай», проводившийся исключительно женщинами. Когда надо что-то попросить у Эредрыш, люди зарывают кости жертвенного барана у подножия скалы, произнося свое заветное желание. Считается, что просить Эредрыш о чем-либо без подаяния нельзя.
У вайнахов (чеченцев и ингушей) раньше перед беременной женщиной вставали даже старики. Объяснение этого обычая таково: неизвестно, кого она родит, может быть, ребенка, который станет самым достойным человеком, прославившим весь народ.