УФАС информирует
Начало 2014 года ознаменовалось вступлением в силу нескольких законов, о которых важно знать государственным служащим, чиновникам, руководителям предприятий, рекламным компаниям
и рекламодателям. Подробнее об этом мы решили узнать у руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан Кубасая Кубасаева.
– Кубасай Магомедович, расскажите о наиболее значимых изменениях федерального законодательства, вступивших в силу с начала 2014 года и касающихся работы Дагестанского УФАС России.
– Начало 2014 года, в первую очередь, характеризуется вступлением в силу ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон о контрактной системе пришел на смену ФЗ № 94 «О размещении заказов…».
Новый закон направлен не только на эффективное расходование бюджетных и внебюджетных средств, но и на повышение эффективности от закупок, то есть уже идет и контроль исполнения заказов. Например, если контракт заключается более чем на три года и его цена превышает 100 миллионов рублей, то контракт должен содержать график его исполнения.
В этом законе также вводится институт обоснования закупок. А с целью поддержания принципа открытости и прозрачности осуществления закупок законом предусмотрен и институт обязательных общественных обсуждений.
В общем, революционных нововведений, направленных на повышение эффективности системы государственных и муниципальных закупок, в этом законе много. Однако есть и некоторые спорные моменты. К примеру, до сих пор не разработан регламент рассмотрения жалоб на нарушения данного закона. Но, думаю, большинство вопросов по ФЗ №44 будет снято после появления первой практики его применения.
Для представителей бизнеса будет важно также узнать, что ФАС России исключило уведомительный контроль за экономической концентрацией.
Что это значит? Сейчас компании уведомляют антимонопольный орган о сделках и покупках акций, долей и имущества. Эта норма уже претерпела серьезные изменения: за последние пять лет более чем в три раза сократились ходатайства и уведомления, поступающие в антимонопольную службу.
Сейчас же, в частности, отпадет необходимость уведомлять ФАС и о сделках по слиянию активов и продаже компаний, если совокупные активы предприятий, участвующих в такой сделке, меньше 3 млрд. рублей.
– Разъясните, пожалуйста, редакцию части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», вступившую в силу с января 2014 года. В соответствии с ней вводится ограничение на рекламу медицинских услуг. Что конкретно нельзя рекламировать в СМИ, а что все-таки можно и в каком виде?
– Согласно изменениям части 8 статьи 24 ФЗ №38 «О рекламе» в перечень товаров, реклама которых допускается исключительно в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, входят и медицинские услуги.
Таким образом, рекламировать медицинские услуги, к примеру услуги МРТ, а также методы профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации можно только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
При этом данное требование закона не распространяется на рекламу медицинской деятельности, понятие которой, согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда от 8 октября 2012 г., шире, чем понятие «медицинская услуга».
Иными словами, сама по себе реклама медицинского учреждения, не содержащая указания на конкретные медицинские услуги, не подпадает в сферу действия части 8 статьи 24 ФЗ «О рекламе», в том числе, в случае если такая реклама содержит указание на профиль деятельности организации (специализацию), например, стоматология, терапия, педиатрия и прочее. Но вот если при рекламе медицинского учреждения (стоматологии) будет перечислен перечень оказываемых там услуг, то это уже будет нарушением закона.
Эта поправка в закон «О рекламе» вызвала массу противоречий и, возможно, в ближайшем будущем будет откорректирована.
Кстати, если у кого-то есть предложения по внесению изменений в закон «О рекламе», они могут направлять их в ФАС России.
Мы же со своей стороны готовы организовать при Дагестанском УФАС России общественный совет по рекламе, где рекламодатели, рекламоизготовители и рекламораспространители будут обсуждать насущные проблемы. Если такая надобность есть, пусть все заинтересованные лица обращаются к нам в Управление, мы создадим такой совет.
– Какие нарушения законодательства, пресечение которых входит в компетенцию Дагестанского УФАС России, чаще всего совершают в нашей республике?
– Нарушения допускаются практически во всех сферах. Но больше всего, конечно, в сфере госзаказа. Количество жалоб, поступающих к нам на нарушения при проведении торгов и аукционов, растет год от года. Так если в 2011 году в нашу службу поступило лишь 303 жалобы, то в 2012 г. их было уже 672, а в 2013 г. достигло почти 900 (893 жалобы).
Правда, не все поступающие в УФАС жалобы бывают обоснованными. Из 893 жалоб, поступивших в прошлом году, лишь 265 были признаны обоснованными, 249 – необоснованными, 295 – возвращены по различным причинам (чаще всего, потому что неправильно оформлены), а 30 – отозваны самими заявителями.
Много нарушений допускается и при выделении земельных участков муниципалитетами. Зачастую земельные участки предоставляются в пользование без проведения процедуры торгов.
Хочу отметить, что вскоре при нарушениях на всех уровнях: от выделения земельных участков до постановки на кадастровый учет – хозяйствующие субъекты смогут обратиться в ФАС России и его территориальные органы, чтобы обжаловать незаконные действия по короткой семидневной процедуре.
Госдума уже приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Он также устанавливает административную ответственность чиновников, которые затягивают сроки выдачи разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Так, Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» предлагается дополнить новой статьей 14.9.1, устанавливающей административные наказания для чиновников за отказ в приеме документов и заявлений и безосновательное нарушение сроков выдачи разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию. Если чиновник привлекается к ответственности за данное правонарушение впервые, ему грозит предупреждение или штраф от 3000 до 5000 руб. При повторном нарушении – штраф от 10 000 до 15 000 руб. В случае многократных нарушений чиновника ждет штраф от
30 000 до 50 000 руб. либо дисквалификация на срок от 6 месяцев до 2 лет.
– На какие аспекты следует обратить внимание руководителям предприятий и бизнесменам, чтобы не попасть в поле зрения вашего ведомства?
– Надо просто соблюдать действующие законы.
Вот и все.