Учитель, которого любят
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
У каждого из нас в жизни было немало учителей – и в школе, и в университете. Все они дали нам определенные знания, но только некоторые из них оставили в нашей жизни особый след и стали близкими друзьями…
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Выпускники филфака ДГУ многих поколений на вопрос о любимом педагоге не задумываясь отвечают: «Георгий Николаевич Сивриди». Его имя хорошо известно в педагогических кругах нашей республики – в школах, вузах, органах образования.
Грек по национальности, он всю сознательную жизнь прожил в Дагестане и считает себя дагестанцем. Практически 60 лет Георгий Николаевич обучает русскому языку школьников и студентов. Его по праву считают не только легендой университета, но и своеобразным учительским брендом Дагестана, примером для подражания.
В преддверии Дня учителя мы решили встретиться с любимым учителем многих сотен студентов. Георгий Николаевич радушно принял нас в своем маленьком кабинете, где все заставлено книгами и различными сувенирами – подарками от бывших и нынешних студентов – и поделился своими воспоминаниями о молодости, рассказал о своей работе и помечтал о будущем.
– В 1942 году нашу семью эвакуировали из Краснодара в Северную Осетию – город Орджоникидзе, так как раньше там жило немало греков. Мне в то время было 12 лет. Когда немецкие войска начали подходить к Орджоникидзе, мы переехали в Дагестан – сначала в Дербент, а потом в Махачкалу.
До этого о Дагестане я ничего не знал. Только в школе, помню, в учебнике по чтению я увидел подпись к стихотворениям Сулеймана Стальского – «Ашуг из Дагестана». Но тогда я подумал, что Дагестан как-то связан с Казахстаном.
Первые годы здесь нашей матери было тяжело. Нас у матери было двое. Чтобы как-то нас прокормить, кроме работы, она сдавала кровь. Я тоже пошел работать. Об учебе тогда я и не думал.
Через два года вышел закон о всеобуче, и мать настояла на том, чтобы я все-таки получил образование. Я поступил в семилетнюю мужскую школу
№ 11. Она располагалась на углу улиц М. Гаджиева и Дзержинского. Меня приняли в четвертый класс с условием, что если я буду плохо учиться – переведут в третий. Я про себя подумал: «Или я докажу всем, что способен хорошо учиться, или же меня вообще никто не заставит ходить в школу».
Учился я отлично, получал похвальные листы, после окончания седьмого класса меня приняли в комсомол и избрали секретарем комсомольской организации, а потом я перешел с другом в вечернюю школу – она раньше называлась школа рабочей молодежи №1.
В 50-м году я окончил школу с золотой медалью – тогда эти медали только ввели. Недолго думая, я решил поступать на филологический факультет. Во-первых, я очень любил литературу (еще до окончания школы я прочитал тридцатитомное собрание сочинений Горького). Во-вторых, мне нравилась работа с детьми. Ко всему прочему моя одноклассница, которая мне нравилась, хотела поступать на этот факультет, но у нее были слабые знания по русскому языку, и я решил ей помочь.
Когда директор школы К.И. Куликов узнал, куда я собираюсь поступать, он меня долго отговаривал, говорил, что это не мужская профессия, что меня с медалью примут в любой, даже московский вуз, что я ослепну, проверяя многочисленные диктанты и сочинения. Но я как настроился, так и сделал.
Учась на филфаке, я все время думал: «Когда же я пожалею?» Окончил – не пожалел, работал в сельской школе – не пожалел и сейчас, спустя практически 60 лет преподавательской деятельности, я ни разу не пожалел о выбранной профессии.
Будучи студентом, я работал пионервожатым и не раз проводил походы по районам Дагестана. Мы прошли от Махачкалы до Буйнакска, а потом – горные районы – Акушинский, Кайтагский и т. д. Мы шли практически без денег, но в каждом населенном пункте нас хорошо встречали – кормили, предоставляли ночлег. Тогда я и познал, что значит дагестанское гостеприимство.
Когда после окончания университета меня направили работать в Каякентский район, я тоже был окружен вниманием и заботой со стороны местного населения. К учителям относились с большим уважением. В магазине даже при большой очереди нас пропускали вперед.
Меня нередко командировали от Министерства образования в разные районы, и везде нас встречали как самых дорогих и долгожданных гостей. Так я побывал практически во всех районах республики и был очарован их прекрасными пейзажами. Мне очень нравится реликтовая березовая роща в Гунибе, в Цунтинском районе удивительные хвойные леса и березы…
Я благодарен своей судьбе, прежде всего за то, что она сталкивала меня с хорошими людьми, которые помогали мне, благодарен за то, что я нашел себя в жизни и что у меня есть хорошие друзья.
Я счастливый человек, потому что мне всегда везло и везет на благодарных учеников. В интернет-сети у меня сейчас в друзьях более 400 бывших выпускников разных лет, начиная с 60-х. Я 25 лет был куратором, конечно, студентов своих курсов я знаю лучше: мы с ними регулярно встречаемся, общаемся, но и со студентами других курсов я поддерживаю связь.
Лев Николаевич Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам – он совершенный учитель». Я полностью согласен с этим высказыванием и всегда в своей работе старался следовать этому правилу. Поэтому, наверное, мои ученики так хорошо ко мне относятся – они чувствуют мою любовь к ним и отвечают мне взаимностью.
Каждый праздник, в том числе и день рождения, я отмечаю за неделю до и неделю после. Потому что в это время ко мне чаще всего заходят мои бывшие студенты. За свою жизнь я получал много подарков, но для меня главный подарок – это память, внимание, уважение и любовь.
Для меня работа всегда была на первом месте. Возможно, из-за этого я разошелся с первой женой. Потом я женился во второй раз и живу в этом браке более сорока лет. Не могу сказать, что у нас идеальная семья, опять-таки для меня работа на первом месте. У каждого ведь свои приоритеты.
Многие у меня спрашивают о секрете долголетия. Думаю, на многое повлияло мое детство, закаленное войной. Спортом я особо не занимался, просто стараюсь вести здоровый образ жизни.
В свои 84 года я еще не готов оставить работу, я хочу быть полезным, поэтому не могу сидеть дома. Даже во время отпуска я каждый день прихожу на факультет. Мне нравится общаться с молодежью. Возможно, от нее я и получаю заряд энергии и бодрости.
Я привык довольствоваться малым. Не мечтал и не мечтаю об особняках, машинах и прочем богатстве. У Владимира Маяковского есть хорошие слова об этом:
«Мне и рубля не накопили строчки,
Краснодеревщики не слали мебель на дом.
И кроме свежевымытой сорочки,
Скажу по совести, мне ничего не надо».
Меня уговаривали вернуться на родину – в Краснодар, но там ничего близкого мне уже не осталось. Брат и сыновья предлагали мне переехать в Санкт-Петербург… Но мои корни в Дагестане. Здесь я чувствую себя востребованным, здесь мои друзья, здесь мои ученики…
Русская пословица гласит: «Век живи – век учись». Так вот и я – не только учу, но и постоянно учусь сам, потому что без совершенствования своих знаний преподавательская деятельность невозможна.
Я вырос на таких романах, как «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Как закалялась сталь» Николая Островского. По этим книгам были поставлены прекрасные фильмы. Есть много и других хороших книг, но большая проблема современных молодых – они просто не хотят читать.
Случается, что даже выпускники школ – претенденты на медали не читали ни «Войну и мир», ни «Анну Каренину», ни «Тихий Дон», ограничиваясь лишь кратким изложением содержания. Такой подход я считаю абсолютно неправильным. Литература – это то, что должно воспитывать людей.
Обидно, что молодежь этого не понимает. Во многом это вина родителей, которые не прививают своим детям любовь к книгам с детства.
Хочу пожелать дагестанцам пересмотреть свое отношение к образованию, а также желаю счастья, мира и процветания!
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]