Махачкала

Творец прекрасного

17:03  11.07.11
0
16

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем уникальных мастеров.

Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел, среди которых резьба по дереву и изготовление народных музыкальных инструментов занимают одно из первых мест. В настоящее время, к сожалению, художественно–прикладное
искусство испытывает трудности. Сохранить вековые традиции и славу дагестанских ремесленников – основная задача для современных мастеров, одним из которых является Мамадибир Мусаевич Абдурахманов – известный мастер-краснодеревщик, изготовитель музыкальных инструментов.
Мамадибир Мусаевич – мастер с большой буквы, сделавший более двух тысяч музыкальных инструментов, которые хранятся в государственных музеях Махачкалы, Москвы, Санкт-Петербурга и Азербайджана. Он работает с деревом и относится к нему как к живому существу. «Нужно уметь раскрыть душу и характер материала, чтобы обычный брусок дерева превратился в произведение искусства – музыкальный инструмент», – считает он.
– Мамадибир Мусаевич, расскажите, почему вы стали мастером-краснодеревщиком? Ведь по нынешним временам это довольно экзотичная профессия…
– Наверное, это заложено в моих генах, я не учился ни на столяра, ни на музыканта. Меня просто с детства тянуло к дереву. Отец был столяром и я с ранних лет пропадал в столярной мастерской и работал там наравне с взрослыми. Первый свой инструмент – пандур – я сделал в пять лет, но в связи с материальными трудностями семьи мне уже в более взрослом возрасте приходилось работать столяром по изготовлению мебели, и только с 1985 года я смог полностью посвятить себя изготовлению музыкальных инструментов, что во многом является заслугой Гамзата Магомедовича Гамзатова, руководителя благотворительного фонда, который выделил средства для строительства мастерской.
– Поделитесь, пожалуйста, хоть некоторыми секретами своего мастерства: – как заставить дерево звучать?
– У меня нет определенных секретов. Все, чего я добился, – это результат долгих и упорных проб и ошибок. Многое сразу не получалось. Перепробовав множество пород дерева и начав делать «как чувствуется», а не как написано в книгах, я стал добиваться хоть какого-то звучания, и с каждым разом получалось все лучше. Теперь на глаз могу уже определить, что это за дерево и как его лучше обработать, чтобы получился хороший музыкальный инструмент. Когда инструмент почти готов и можно проверить его звучание, у меня наступает наивысшее удовольствие от работы. А на само звучание влияет много факторов: материал, из которого сделан музыкальный инструмент, к примеру акация и липа лучше поддаются обработке и получается хороший звук; сам процесс работы с деревом – старые мастера, прежде чем снять стружку, внимательно изучали характер деревянной заготовки, текстуру, направление волокон. Они верили, что у дерева тоже есть душа. Я считаю, что они абсолютно правы. Краснодеревщик не станет настоящим мастером, тем более мастером музыкальных инструментов, если не будет болеть своим делом.
– Все ваши работы отличаются и по внешнему виду и по звучанию. Расскажите, пожалуйста, как к вам приходит идея создания того или иного музыкального инструмента?
– Над каждым музыкальным инструментом я довольно долго думаю. Бывает так, что, продумав весь день, ночью я вижу во сне, что мне нужно сделать, и потом уже принимаюсь за работу. Хочу, чтобы каждый сделанный мной инструмент выделялся среди других, поэтому стараюсь придумывать что-нибудь новое. Так, ко мне пришла идея создания инструмента, который бы включал в себя несколько музыкальных инструментов, – и у меня получилось «5 в 1»: пандур, кумуз, тар, зурна и флейта; «2 в 1»: барабан и пандур. Иногда внешний вид будущего инструмента мне подсказывает сама жизнь: как-то в мою мастерскую заполз огромный червь, и я решил сделать пандур в форме червя. А в основном весь орнамент и внешний вид музыкальных инструментов я выполняю в соответствии с традициями наших предков. Когда я приношу свои инструменты в музеи, многие даже не верят, что я их сделал, думают, что это работы мастеров прошлых лет.
– Вы – человек, добившийся определенных успехов в жизни. О чем мечтаете в настоящее время и чего хотите еще достичь в своем творчестве?
– Я, как и все люди, наверное, мечтаю о мире на земле и о том, чтобы наше самобытное дагестанское искусство и ремесла развивались для последующих поколений. Для этого хочу создать еще как можно больше музыкальных инструментов, чтобы у меня дома получился большой музей, в который мог бы прийти каждый желающий.
Беседовала Татьяна Вдовыдченко

17:03  11.07.11
0
16

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *