Туризм – не кот. Сам по себе привлекательным не станет
По-разному можно оценивать социально-экономический потенциал Дагестана. Наверняка эксперты расходятся во мнении, когда говорят и о потенциальной привлекательности нашего региона. Несомненно одно: туристический потенциал Страны гор не использован и на 10 процентов.Потуги определенные существуют, но… Все те же 90 остающихся недейственными процентов находят свое применение в других странах, где более дальновидная власть развивает туристический бизнес.
Вот, казалось бы, сам Бог велел: прекрасное море с золотистыми пляжами, вереница величественных гор, где-то практически вплотную подходящих к береговой полосе, а где-то они настолько неприступны, что уже на протяжении многих столетий привлекают покорителей вершин со всего мира. Природа горного и равнинного Дагестана, реликтовый лиановый лес в южной части нашей республики, и, конечно, Дербент… Этот бесконечный кладезь премудростей, великой истории, пропитанной кровопролитными сражениями, переходу к такой долгожданной мирной жизни, цитадель обитания четырех различных конфессий и многовековых памятников архитектуры. Любая страна мира мечтает иметь в своей составной части такой город-историю. Чем же полезен Дербент для современной экономики Дагестана? Да практически ничем. Владельцы местных ресторанов и гостиниц в сезон зарабатывают неплохо. Пополняется ли значительно за счет всех этих доходов городская казна? Весьма сомнительно. Да и нужно сказать, что качество обслуживания, равно как и состояние самих этих с позволения сказать объектов туристического внимания оставляет желать лучшего.
Справедливости ради стоит сказать, что в последнее время интерес к развитию туристической составляющей Дербента стали проявлять зарубежные инвесторы. Планируют развернуть на территорию древнего города ряд туристических комплексов. Даже новое колесо обозрения своими размерами заставит лондонцев позавидовать. Вопрос в том, на что с этой высоченной карусели будут смотреть туристы?! Городу необходима кардинальная реанимация инфраструктуры.
Плюс пляжи застроены хозяевами жизни. Кому интересен прибрежный курорт без доступа к этому самому берегу? Загородная территория также недоступна для создания условий для отдыха – километровые полосы прибрежных дорог с обеих сторон застроены дачными домиками. Город с огромнейшим потенциалом, имеет все шансы стать донором для экономики республики. А ведь могло быть все по-другому. Жители города рассказывают, как в тяжелые 90-е на туристический потенциал Дербента позарились американцы. Предложили городу провести за свой счет канатную дорогу от берега Каспия к крепости, построить рядом международный аэропорт, современные гостиницы и казино (тогда это разрешалось делать). Американцам не поверили, подумали, что нечего нашим «партнерам» хозяйничать в самом южном городе России. И правильно сделали. Но вопрос в другом: что помешало взять идею на вооружение? А сегодня в чем загвоздка?
В юбилейные мероприятия, приуроченные к 2000-летию города, были вложены внушительные суммы. Стал ли город неузнаваемым? Нет и не должен был. Он не должен терять своей оригинальности.
Махачкала, Каспийск и Избербаш далеко не конкуренты южному оплоту России, но и дагестанская столица вкупе с собратьями по туристической антипривлекательности могла бы добиться куда больших успехов в плане привлечение гостей. Была бы воля.
Величественные красоты горных дорог и древних аулов всегда были пределом мечтаний путешественников. И выходит сегодня, что лишь на наши горные территории и приходится рассчитывать, когда мы говорим о привлечении туристов: там нет уродующей старину современной архитектуры, нет и чрезмерно осовременившихся дагестанцев, желающих ее воцарения в селах.
В таких вот условиях печалит опыт тех же Арабских Эмиратов. По сути, страна, выросшая из песка даже при практически отсутствующих запасах питьевой воды, стала туристической меккой за какие-то пару-тройку десятков лет. Нефть отвечает на любой вопрос, скажите вы? Соглашусь. Тем более что кому, как не нам, россиянам, в этом быть уверенными.
В Греции тоже знают цену нефти, хотя там залежи ее весьма и весьма скромные. И вовсе не благодаря «черному золоту» родина сандалий и оливок была и остается одним из привлекательнейших курортов для туристов со всего мира. Турция, Словения, Хорватия… Взять, к примеру, Тайланд, именуемый туристами королевством тринадцати улыбок. Один небольшой городок Паттайя, некогда рыбацкая деревенька, собирает на туристах полтора миллиардов рублей в год. Этот список стран, где туристический потенциал используется по полной, можно долго продолжать. Имеет ли смысл делать это, расписывая все прелести нахождения в них? Не думаю. А вот воспользоваться опытом стоило бы. Давно пора.