Махачкала
21.03.2019
1 USD 64.2803 Руб -0.0364
1 EUR 72.9389 Руб -0.0606

Титан расправляет плечи

18:55  04.10.18
0
1

Глядя на разруху и запустение, царящие в нынешнем рыбном порту Махачкалы, трудно поверить в его былое величие. Некогда гордые южные морские ворота, оплот рыбного промысла в Дагестане, расположенный в единственном незамерзающем порту на Каспии, ныне больше похож на поверженного титана.

Когда­-то у здешних причалов останавливалось множество кораблей и кипела жизнь, а сейчас меж покосившихся строений и насквозь проржавевших конструкций гуляет только ветер да стаи бродячих собак, облюбовавших портовские руины.
Однако около месяца назад, Махачкалинский рыбный порт, на судьбу которого многие уже махнули рукой, получил шанс на второе рождение. ФГУП «Нацрыбресурс», на балансе которого находится предприятие, решило передать управление портом коммерческой структуре. Аукцион, в котором участвовали астраханская и дагестанская компании, выиграло «Строительно-­монтажное управление № 12» из Дагестана.
Директор компании Рустам Керимов рассказывает о будущем рыбного терминала с оптимизмом и запалом, вспоминая минувшие времена:
– Я помню этот порт совсем другим, – говорит он с улыбкой. – Мой дед (Корчагин Евгений Тимофеевич) работал на судне старшим механиком, и я часто бывал здесь в детстве, бродил среди кораблей, восхищался моряками. А теперь судьба распорядилась так, что у меня появилась возможность самому стать частью истории порта. Я очень любил своего деда, и теперь у меня есть шанс почтить его память, восстанавливая то, что было разрушено с тех пор. Мне важно, чтобы сам рыбный порт и люди, которые тут работают, были успешными. Мы будем не только восстанавливать, но и развивать здешнюю инфраструктуру. К слову, первым нашим принципиальным решением было сохранить коллектив, все заинтересованные в положительных переменах сотрудники перешли к нам в компанию, – подытоживает руководитель «СМУ­-12», – для меня очень важно, чтобы люди любили то, что делают. В этом случае мы просто обречены на успех.
В порту, пока мы беседуем, царит тишина, которую нарушают лишь крики чаек, да шум инструментов. Рабочие уже приводят в порядок недостроенное, пустующее строение, меняя прохудившуюся крышу.
– Правду говоря когда мы пришли в порт, то не ожидали увидеть его в таком состоянии, – продолжает Рустам. Не было элементарных условий для работы: ни воды, ни цивилизованной уборной. Я уже не говорю о судах, которых не было возможности бункеровать даже водой. Конечно, «Нацрыбресурс» старался поддержать предприятие, сотрудников. Выделялись средства на заработную плату, премии.
– Нельзя зацикливаться на прошлом, ­– вступает в разговор управляющий рыбным терминалом Владимир Андреюк, – мы полны решимости и энтузиазма вернуть сюда жизнь. Конечно, мы думаем о прибыли и самоокупаемости порта, это одно из важнейших условий развития. Перед нашей командой стоят вполне ясные и четкие цели, разработана программа и расставлены приоритеты.
– Глядя на этих уверенных, серьезных людей с мечтой в глазах, мне сразу же захотелось заглянуть в будущее, чтобы увидеть то, что видят они сейчас в своем проекте. Как будет выглядеть обновленный порт? Насколько сложным и трудоемким окажется процесс его омоложения?
– Разумеется, мы понимаем и всегда понимали, что реструктуризация морского порта – дело серьезное и весьма ответственное, поясняет Рустам, но тут сыграло роль наличие сразу нескольких факторов. Прежде всего, мне всегда хотелось сделать что­-то для родного моему сердцу края, помочь вырвать его из цепких объятий бесхозяйственности. Вот и получилось так, что я увидел эту возможность, узнав об аукционе «Нацрыбресурса». Немаловажную роль в принятии этого решения сыграла и новейшая политика руководства Дагестана. Увидев, что молодым предпринимателям открывают дороги, мы приняли решение участвовать в аукционе и сумели победить в нем.
– Мы заинтересованы в развитии порта и отрасли в целом, продолжает директор «СМУ­-12», в этом свете поддержка Министерства природных ресурсов и экологии Дагестана и лично министра Набиюлы Абдулманаповича Карачаева для нас очень важна. Мы постоянно находимся на связи с ним, – говорит Рустам, – организация эффективной добычи рыбы – первостепенная задача, которая позволит порту встать на ноги и развиваться.
– У махачкалинских рыболовецких судов сейчас полно проблем, продолжает – Владимир Андреюк, – рыбаки испытывают трудности, им приходится прилагать немалые усилия только для того, чтобы удержаться на плаву, так сказать. Разумеется, мы проанализировали все, что предстоит сделать для поднятия их интереса и устранению препятствий на пути развития. Есть целый комплекс проблем, которые требуют внимания на уровне правительства республики, и мы будем озвучивать их для развития отрасли в целом.
– Уже через пять лет добыча кильки увеличится до 10 тысяч тонн в год, – уверенно заключают арендаторы Махачкалинского рыбного порта, ­– сейчас добыча рыбы ведется вяло и неэффективно, нет действующей системы поиска и разработки природных рыбных ресурсов. В будущем она позволит повысить эффективность и снизить расходы, что, в свою очередь, снизит цены на рынке.
С такими словами трудно спорить. В 80-­е годы объемы грузооборота рыбного порта достигали внушительных 50-­60 тысяч тонн рыбы в год, ныне же добычей рыбы занимается лишь несколько судов. При этом грузооборот составляет немногим более тысячи тонн. При существующей квоте на вылов 70 тысяч тонн кильки в год эти объемы выглядят плачевно.
Согласно договору ООО «СМУ № 12» с ФГУП «Нацрыбресурс», к 2025 году Махачкалинский рыбный порт уже будет обеспечивать добычу, приемку, хранение рыбы и морепродуктов в объемах не менее 150 тысяч тонн в год, также будет построена и введена в эксплуатацию инфраструктура, позволяющая замораживать и перерабатывать улов.
На территории порта будет построен цех по производству кильки в масле, кильки в томате, а также кильки холодного копчения. Также будет налажено производство рыбной муки. Таким образом удастся вывести рыбный порт на качественно новый уровень развития, обеспечив его будущее.
Кроме того, договор аренды предусматривает строительство ливневой канализации и локальных очистных сооружений на набережных причала. Срок выполнения этих работ – до 2020 года. А до 2025 года будет проведена полная модернизация действующей инфраструктуры, включая капитальный ремонт существующих на территории зданий.
В целом перспективы у Морского рыбного порта Махачкалы – весьма радужные. Руководство республики и многочисленные эксперты прочат ему светлое будущее как главной рыболовецкой базе Каспийского бассейна.
– Через несколько лет вы уже не узнаете этот порт. Предлагаю вам снова посетить нас и убедиться в этом, – с улыбкой говорит Рустам Керимов.
Видя оптимизм нынешних руководителей морского порта, хочется верить в то, что у них все получится. В то, что порт наполнится судами и людьми, занятыми работой. Возродится ли поверженный титан? Об этом мы с вами узнаем в ближайшие годы.

18:55  04.10.18
0
1

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.