Махачкала
25.03.2019
1 USD 63.7705 Руб 0.0000
1 EUR 72.5900 Руб 0.0000

Территория творчества

12:09  26.05.12
0
2

20 лет исполняется в этом году единственной дагестанской мастерской росписи по фарфору. Ее уникальность в том, что основателям мастерской Джамалу Османову и Михаилу Трунилову удалось придумать совершенно новую технологию росписи фарфора…

42Стены просторной мастерской украшают фарфоровые тарелки. Глядя на них и не подумаешь, что из этой посуды можно есть плов или макароны. Ведь каждая расписанная тарелка – произведение искусства. Горцы никогда не рисовали по фарфору, хотя декоративная посуда часто использовалась в дагестанском интерьере. Домашняя посуда была из обычной глины. Фарфор в Дагестан привозили из России и из-за границы. Одними из первых, кто начал работать с фарфором, стал дружный коллектив мастерской. Художники Альфия Гасанова, Изета Атаева, Марат Гаджиев, Сергей Ивахненко, Диана Гамзатова, Сапижат Чупалова и Наида Гасанова, не имея доступа к специализированной литературе, другим источникам информации, наугад пришли к новому методу работы с краской и фарфором. Особенность их технологии в том, что краски они разбавляют не скипидаром, как это принято обычно, а водой. Это позволило мастерам делать рисунок более изящным. Но сложность возникает из-за того, что случайное прикосновение или даже дыхание легко может разрушить узор. А если не соблюсти правил обжига, то можно загубить уже практически готовую работу.

На роспись одной тарелки уходит не более недели. Краски предварительно замачивают на палитре и растирают скипидаром. Самое важное, чтобы она не растеклась из-под кисти. Нанесенный рисунок обязательно закрепляют – краску ровным слоем распыляют на поверхности изделия. Этот процесс называется задувкой, и ее делают с помощью специального пистолета-аэрографа.

Обжиг тарелок проходит в несколько этапов. Как правило, каждая выдерживает пять ступеней обжига. Поэтому на роспись и обжиг одной тарелки обычно уходит от трех до пяти дней. Всем этим тонкостям молодых художников обучал в своей мастерской дагестанский художник Джамал Османов. Раньше мастерская располагалась в Редукторном поселке, рассказывает Диана Гамзатова. В ней работали 15–20 художников. Потом многие разъехались, кто-то забросил дело, покинул республику и основатель мастерской. В итоге в коллективе осталось только 6 человек.
Сюжеты, которые создают художники, самые разные – от пейзажей до абстрактных композиций, от дагестанских мотивов до японских. Работы художников этой мастерской пользуются спросом. Часто заказывают изобразить на посуде, будь то тарелки, вазы или другие изделия, что-нибудь этническое, к примеру, родное село, национальные обряды, костюмы. Люди просят отреставрировать старые изделия. Но художники больше любят реализовывать собственные творческие замыслы. Есть существенное различие между работой на заказ и авторской. К примеру, Диана Гамзатова сейчас фантазирует над новой серией. Художница назвала ее «Аскетизм». Она выполняет рисунки в своем любимом жанре черно-белой графики. Одновременно мастер работает и над другими замыслами, над серией, которую автор назвала «Уходящая натура». Ключевая идея серии в том, что сейчас наша жизнь так быстро поменялась, мы перешли от бумажных кулечков с семечками к пакетикам, от записок к стикерам. Мы перешли к совсем другому качеству жизни. И еще большой вопрос, хорошо это или плохо. Диана Гамзатова рассказывает: люди считают этот вид искусства прикладным. Роспись тарелок не воспринимают как серьезный жанр, а если абстрагироваться от того, что это посуда, из которой едят, а просто поверхность, своего рода полотно для творчества, то воспринимаешь уже все по-другому.
На роспись одной тарелки уходит не более недели. Краски предварительно замачивают на палитре и растирают скипидаром. Самое важное, чтобы они не растекались из-под кисти. Нанесенный рисунок обязательно закрепляют – краску ровным слоем распыляют на поверхности изделия. Этот процесс называется задувкой, и ее делают с помощью специального пистолета-аэрографа. И наконец, мастер переходит к последнему этапу работы – обжигу. Обжиг высокотемпературных надглазурных фарфоровых красок проходит при 1200 – 1350 Со. При этой температуре краска въедается в глазурь и в дальнейшем лучше противостоит механическому и химическому воздействию кислых пищевых продуктов и алкоголя. При этом методе росписи фарфора используется намного более богатый набор красок. Технология изготовления фарфорового шедевра на столько капризна, что необходимо соблюдать все правила, иначе авторская задумка просто превратится в осколки. На таких работах обязательно ставят индивидуальную роспись автора, своеобразный эстамп – «сделано в Дагестане». Так что, возможно, в будущем мы увидим эти работы в самых лучших музеях не только
Дагестана, но и России.

12:09  26.05.12
0
2

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.