Тайный язык коврового искусства
Искусство ковроделия в Дагестане как традиционный промысел уходит своими корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением
и ткачеством.
Подробнее об этом самобытном художественном промысле мы беседуем с руководителем Центра этнической культуры Шахнабат Алимагомедовой.
– Несмотря на то, что в прежние времена ковроткачество в Дагестане было развито повсеместно, особенно прославился ковровым производством Южный Дагестан. С чем это связано и в чем отличие лезгинских, табасаранских ковров от аварских, даргинских, кумыкских и т. д.?
– Дагестанские, да и в целом кавказские ковры многие исследователи пытались классифицировать, разделить по национальной принадлежности. Но четкого деления в этом вопросе быть не может, потому что традиции ковроткачества передавались от одного народа к другому. На всех дагестанских коврах симметричный двойной узел. Благодаря этому наши ковры очень прочные и могут служить порядка 300 лет! Благодаря высокой плотности ковер не деформируется даже после многократных моек.
Кавказские ковры можно квалифицировать лишь по технике плетения на ворсовые, безворсовые (сумашное и килимное плетение), войлочные и комбинированные.
Наиболее ценны ворсовые ковры. Основное их производство было сосредоточено в Южном Дагестане. Этому способствовало несколько факторов. Во-первых – близость Персии, из которой технологии ковроделия и проникли в Дагестан; во-вторых – маршрут Великого шелкового пути, проходящий через Дербент. Благоприятную почву для своего развития ковроделие получило в 30-е годы минувшего века, когда были созданы многочисленные артели, а затем ковровые фабрики. Самая большая ковровая фабрика была в Дербенте, там работали представители разных национальностей – лезгины, табасараны, азербайджанцы, горские евреи и т. д. Таким образом, происходил синтез нескольких стилей ковроделия. Кроме того, крупные ковровые фабрики были в каждом районе Юждага, а именно в таких населенных пунктах, как Хучни, Межгюль, Ушниг, Халаг, Кандик, Чере, Рукель, Кабир, Чиликар и т. д.
Безворсовые ковры ткали практически все народы нашей республики.
Надо отметить, что многие исследователи считают сумахи изобретением лезгинского народа, самые лучшие сумахи делались в с. Кабир, откуда и приобрел название уникальный рисунок, получивший распространение не только в Дагестане, но и далеко за пределами республики.
Другой вид безворсовых ковров – килимы. Для лакцев и лезгин были характерны яркие красочные килимы с многократно повторенным шестиугольным медальоном «килимгюли». Цветовая гамма килима была очень насыщенна: красный, синий, белый, оранжевый, желтый, оливковый.
В предгорных и горных районах Центрального Дагестана были широко распространены килимы, называемые «давагин» у аварцев и «дум» у кумыков. Они имели большую длину, до 6–7 метров, и закрывали две или даже три стены традиционного горского жилища. Техника ткачества аварских килимов уникальна. Основой традиционно служила шерсть местных пород овец натурального бежевого цвета, иногда смешанная с коричневой.
Одним из интереснейших видов дагестанских килимов является супрадум. Предположительное место его происхождения – Казбековский район. Иногда для придания обтекаемости некоторым элементам декора при ткачестве супрадума использовались «уточные» стежки. Подобные стежки украшали иранские килимы с цветочным декором.
Производство войлочных ковров было развито в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи. Комбинированный тип ковроделия, в котором сочетаются килимное (безворсовое) плетение и узелковое, в основном использовали аварцы и даргинцы. Такая техника плетения позволяет ковру быть двусторонним: гладким с одной стороны и махровым с другой.
– Известно, что каждый символ, обозначенный на дагестанских коврах, что-то значит. Помогите разобраться, что хотел передать автор, нанося тот или иной орнамент?
– Ковровый декор – это многообразный мир символов, язык орнаментального искусства, посредством которого мастерицы отображают окружающий мир, природу, собственную философию жизни, передают чувства, настроение. В этих орнаментальных композициях языком символов ткачиха передавала некий текст-пожелание. Могу раскрыть значения символов, наиболее часто использующихся в дагестанских коврах: орел с головой, обращенной вправо, символизирует святость и защиту, а просто орел – символ неба и здоровой жизни; кувшин для воды – основа жизни, чистота; дракон – власть и сила; белая роза – любовь, букет – райские сады; человек – желание ткачихи иметь детей; бараний рог – власть, сила, здоровье; волчья пасть – защита от диких животных; светильник ткется для защиты от зла; домик – символ семьи. Кайма на ковре должна по своему орнаменту предотвратить беспорядок жизни и в мыслях.
– Каково было предназначение ковра?
– Ковры выполняли самые разнообразные функции в доме. В первую очередь, их использовали для покрытия глиняного пола и утепления каменных стен жилища в холодное время года. Иногда ковер служил оберегом и бережно передавался из поколения в поколение. Было поверье, что на пороге обязательно должен лежать красный ковер, так как считалось, что, переступив через красный ковер, человек не сможет перенести в дом ни одну плохую мысль, порчу и т. д., потому что красный цвет заберет весь негатив, который есть в человеке.
– Как развивается ковроделие в современном Дагестане? Удалось ли сохранить древние традиции ковроткачества?
– Техника изготовления тканых ковров практически не изменилась за многие века. Сейчас, как и столетия назад, самые лучшие ковры ткут только вручную, красят шерсть натуральными красителями и скрупулезно работают над орнаментами. Чтобы соткать один квадратный метр высокоплотного ковра, одной ткачихе нужно трудиться целый месяц. Обычно за ковровым станком работают несколько человек. Так, за ковром размером 4х6 трудятся шесть ткачих на протяжении восьми месяцев, а одной ткачихе пришлось бы работать над ним в течение двух-трех лет.
Основная проблема, которая может препятствовать развитию ковроткачества в наше время, заключается в том, что сейчас очень мало специалистов, кто хочет заниматься этим высококвалифицированным трудом. Наша задача – сохранить бесценное наследие ковроткачества Дагестана.
– Что бы вы хотели пожелать дагестанцам в плане сохранения нашей культуры?
– Прежде всего, я желаю полюбить самих себя, свою культуру, потому что с этого начинается любовь к Родине. Лично для меня слово «дагестанец» звучит очень гордо. И потому мне не понятно, когда некоторые дагестанцы стесняются своих обычаев, уезжая за пределы республики, забывают о своей малой родине… Но, к счастью, есть и такие дагестанцы, которые, добившись больших успехов за пределами Дагестана, остаются патриотами своей республики, инвестируют средства в различные проекты для развития Дагестана. Благодаря одному из таких меценатов появился наш центр. Хочется, чтобы таких людей – истинных патриотов Дагестана – было как можно больше.