Свадьба по–дагестански
О значении некоторых необычных свадебных обрядов дагестанцев и их происхождении нашим читателям рассказала преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного института народного хозяйства, кандидат исторических наук Аминат Джамалудиновна Эльмурзаева.
– Хочу отметить, что среди свадебных обрядов народов Дагестана значительное место занимает своеобразное противостояние сторон жениха и невесты, когда молодую приводят в дом ее супруга. По поверьям даргинцев, в семье будет «держать верх» тот из супругов, кто первым выхватит чурек с маслом, который им приносили в первую брачную ночь. Жених и невеста из села Кадар старались первыми наступить на ногу другому. По одному гостю со стороны жениха и невесты старались перетянуть ружье, через которое, входя в новый дом, переступала невеста. У даргинцев стороны жениха и невесты перетягивали каждый в свою сторону палас, а у андийцев – войлочное полотнище. Оставшись наедине с невестой, даргинец трижды ударял ее по спине, лакец наносил ей удар плеткой и т.д.
– А этот обычай как можно объяснить?
– Ученые-этнографы трактуют это по-разному. Это и демонстрация превосходства родни мужа над родней жены и мужа над женой, и пережитки языческих обрядов снятия половых запретов, и следы перехода от матрилокального поселения к патрилокальному. В общем, версий множество.
– Интересно. А у других народов подобные обычаи существовали?
– По нашим полевым материалам 2008-2009 годов, как только чета супругов у цахуров оставалась наедине, жена кусала своего мужа за плечо до кровоподтеков и синяков. У агулов в такой же ситуации жена старалась накрутить побольнее мужу уши. При этом и в том, и в другом случае громко несколько раз произносилась одна и та же фраза: «У нас мира никогда не будет, мы всегда будем противодействовать друг другу». У самурских лезгин жена на брачном ложе первые две-три ночи громко заявляла мужу, что она – свободный человек и издеваться над собой не позволит.
В комнате для уединения новобрачных у рутульцев в углу специально оставляли полку, которой супруга наносила мужу несколько ударов по спине со словами: «Так у нас будет каждую ночь». Табасаранка в подобной ситуации, громко ругаясь, стегала голого мужа его же ремнем. У южных кумыков в селах Башлыкент и Каякент, уединившись впервые с мужем, жена, громко ругаясь, вдребезги разбивала несколько предметов из керамической утвари, специально для этой цели оставленных в этой комнате. В селении Аксай, оставшись с мужем наедине, жена громко жаловалась, что супруг таскает ее за волосы. В селении Костек, напротив, муж в подобной ситуации кричал: «Не царапайся, а не то я тебя сильно побью». У многих групп аварцев перед первой интимной встречей между супругами происходили поединки, весьма похожие на настоящие, причем оба супруга ругались, обзывали друг друга, производили в комнате большой шум.
В общем, подобного рода стереотипы поведения были характерны для большинства народов Дагестана. Новобрачные балхарец и балхарка, перед тем как лечь в постель, долго гонялись по комнате друг за другом, опрокидывая предметы, срывая с гвоздей и колышек одежду, одним словом, производя много шума. У чамалалов новобрачный сразу же набрасывался на супругу и кричал, что его заставили жениться, что он любит другую.
– Но ведь никто из супругов не воспринимал всерьез эти угрозы?
– Конечно же, нет. Вся эта ругань и единоборства чаще всего были показными, демонстративными. Вскоре супруги быстро успокаивались в объятиях друг друга и в следующие дни вели себя так, как будто ночью ничего необычного не произошло. Так пережитки архаических представлений о том, что недоброжелательно относящиеся ко всякого рода удачам и свершениям человека мифические носители недоброго начала особенно активизировали свою злобную деятельность в переломные моменты человеческой жизни, в том числе при создании новой семьи, перекочевали в свадебные обряды.
– То есть, все эти ссоры затевались лишь для того, чтобы отпугнуть злых духов?
– Да. И в этом я полностью согласна с мнением этнографа Амины Абдиновой. Она считает, что происхождение и развитие подобного рода обычаев логично объяснить инсценировкой сторонами жениха и невесты враждебности, агрессивности, неприязни друг к другу, чтобы не вызывать зависть со стороны злонамеренных сил типа духов, всегда недоброжелательно настроенных по отношению к человеческим радостям и достижениям.