Махачкала

СОЮЗУ ПИСАТЕЛЕЙ ДАГЕСТАНА – 80

18:09  19.02.15
0
219

[vc_row][vc_column][vc_column_text]201 (1)На вопросы «Проджи» отвечает народный поэт Дагестана, председатель Правления Союза писателей нашей республики Магомед Ахмедов, отмечающий в этом году свой 60-­летний юбилей и 80-летие Союза писателей Дагестана. Дагестан – не только страна гор и гора языков, но и страна выдающихся поэтов, певцов, художников слова. Поэтому всероссийский Год литературы – это и Год Дагестана. В республике готовится открытие Театра поэзии – первого в России. Театр поэзии «От Пушкина до Гамзатова…» открывается по инициативе Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова и должен стать событием не только для республики, но и для литературной жизни всей России. В Дагестане на высоком уровне проводятся традиционные Гамзатовские дни «Белые журавли», с каждым годом приобретающие новое значение и звучание в российском обществе. В этом году Союз писателей и Министерство культуры Дагестана собираются провести масштабные литературные мероприятия – это и поэтические фестивали в районах и городах нашей республики, и форум переводчиков художественной литературы, и форум молодых писателей Дагестана, литературные вечера, диспуты, творческие десанты, юбилеи классиков и современников.
– Магомед Ахмедович, Союз писателей Дагестана отмечает свой 80­-летний юбилей. Что значит для вас эта дата, к чему она обязывает, о чем заставляет задуматься? Какие уроки преподает богатая история писательской организации республики?
– Каждый юбилей – это, прежде всего, подведение итогов работы и возможность оглянуться и посмотреть на пройденный путь. Союз писателей Дагестана с первых дней своего существования стал играть заметную роль в судьбе республики. После Первого съезда писателей Дагестана наши труженики слова стали активно участвовать в общественной жизни. Учреждение в 1934 году почетного звания «Народный поэт Дагестана» и присвоение его ведущим мастерам того времени – Гамзату Цадасе, Сулейману Стальскому и Абдуле Магомедову – стало знаковым событием в истории дагестанской литературы. В литературной жизни воцарилась новая созидательная атмосфера, наблюдался небывалый подъем, вызвавший всплеск интереса к живому писательскому слову даже у людей, далеких от литературы.
Необходимо обозначить большую роль Эфенди Капиева как основоположника современной дагестанской литературы и организатора писательской организации республики. Перед Первым Вседагестанским съездом писателей он издал в Москве в 1934 году первую дагестанскую поэтическую антологию. На нее откликнулся знаменитый поэт Осип Мандельштам, который по этим контурам нарождающейся новой дагестанской литературы разглядел ее значимость и потенциал. Большая заслуга Капиева, его блестящих переводов и незаурядных организаторских способностей в том, что дагестанская литература предстала в столице не в образе провинциальной и отсталой, а сразу заявила о себе как о мощном творческом ресурсе.
Важность и значимость писательского слова во все времена для Дагестана была огромной. Но в советские годы статус писателя поднялся на новую высоту. Наши коллеги избирались депутатами Верховных Советов всех уровней, оказывали влияние на принятие важнейших решений в жизни страны и республики, представляли Дагестан на международных и всесоюзных форумах.
Исторически так сложилось, что дагестанская литература всегда была исконно народной в самом возвышенном понимании этого слова: она черпала свое вдохновение у народа и служила народу, ей никогда не были чужды боли и тревоги современности, она не отходила от проблем простых людей и народных судеб. Главное, что должны и могут оставить современные дагестанские писатели – традиции народности литературы. Это традиции добра, дружбы и любви, которые были всегда присущи дагестанской литературе.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]2сс01 (1)[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]– Сейчас очень много разговоров по поводу целесообразности существования тех или иных творческих союзов, в том числе писательского. Немало людей думает, что это всего лишь пережиток прошлой советской эпохи и что-де новому времени он не нужен. Как разубедить скептиков? Для чего нужен сегодня Союз писателей, каковы его роль и значение в судьбах литературы, государства и общества?
– Такие беспочвенные разговоры чаще всего ведут не столько скептики, сколько неудачники. Люди, не сумевшие реальными делами и произведениями заслужить полноценную творческую биографию, не имеющие никакого творческого багажа, вечно считают себя обиженными, затертыми, недооцененными.
Их меньше всего заботит творчество, им больше по душе разного рода членство и лауреатство. Создаются организации с громкими названиями, самопровозглашенными академиками и членкорами, а на поверку оказывается, что это всего лишь мыльные пузыри.
Такие горе-­деятели постоянно придумывают оправдание своим неудачам, неустанно рисуют образ врага: то им Литературный институт не нужен, то им Союз писателей помешал, то их еще что­-то раздражает. Чаще всего, это просто дешевая бравада и, как модно сейчас говорить, черный пиар. А причина всего – элементарная человеческая зависть, ведь рассуждают о судьбах союза с видом знатоков в большинстве случаев отъявленные бездари, люди бесталанные и склочные.
Объединение писателей, одаренных людей в творческие союзы всегда было в традициях русской и мировой литературы. В разные годы существовали писательские кружки, салоны, клубы. В начале века были и «Цех поэтов» под руководством Гумилева, и символисты, объединенные вокруг Блока, и имажинисты во главе с Есениным, и знаменитая «Башня» Иванова. Потом мастеров слова объединяла ассоциация пролетарских писателей и, в конце концов, все писательских силы влились в единый Союз писателей СССР, внутри которого были и борения и дискуссии, для чего он и был создан.
20сс1 (1)Каждый малый народ выдвигает крупную творческую личность, например, поэта, как оберег, талисман, способный защитить его интересы. Через творчество великих национальных писателей до большой страны доходил голос малочисленных народов, их боль, чаяния и нужды. Да, были компромиссы с властью, требовавшей порой от писателей похвалы и стремившейся идеологизировать литературу, но сейчас­то нам ясно, что любое государство должно иметь свою идеологию. Попытка существования государства без идеологии неизменно заканчивается крахом этого государства, а значит, и развалом всего, что в этом государстве есть, включая литературу.
Писатели должны остаться во времени, в литературе, в народе благодаря своему творчеству, а не громким заявлениям. К сожалению, талантливый человек чаще всего самодостаточен, а потому одинок и беззащитен. Он перед миром стоит с открытым и ранимым сердцем.
В Дагестане Союз писателей необходим, как нигде. У нас множество языков, и мы попросту не узнаем, что кто пишет, не сможем вовремя заметить талант, если не будем координировать свои творческие усилия. Здесь, в Союзе писателей, мы читаем и слушаем друг друга, ведем дискуссии, обсуждаем новые произведения, даем им оценку, говорим о литературе, проводим творческие вечера, литературные чтения, юбилеи писателей, дни литературы в районах. Мы участвуем во всероссийских и региональных мероприятиях высокого уровня, представляя республику и рассказывая о Дагестане. Союз писателей чувствует поддержку Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, которому очень близки вопросы литературы. В своем послании к парламенту республики он сказал, что 2015 год, объявленный в России Годом литературы, – «это наш праздник, ибо Дагестан – страна поэтов и писателей, как и Россия в целом». Такой подход нас очень радует.
– Союзу писателей Дагестана – 80 лет. 52 года из них им руководил народный поэт республики Расул Гамзатов, последние 11 лет – руководите вы. Как вам работается на должности, которую столько лет занимал ваш великий учитель? Какие его творческие и человеческие заветы вы считаете наиболее значимыми для себя и для времени?
– На этот вопрос мне приходилось много раз отвечать. Самым главным уроком моего учителя, великого Расула является его безграничная любовь к Дагестану и его народам. Я работал вместе с ним долгие годы, и его искренний интернационализм, любовь к поэзии, бережное отношение к талантам до сих пор являются для меня и моих коллег прекрасными примерами для подражания. Самым главным его достижением является единый нерасколотый Союз писателей Дагестана – один из немногих творческих союзов на всем постсоветском пространстве, сохранивший свое единство. Сохранять и преумножать то, что достигнуто моим учителем, я считаю своим долгом.
Его ответственное отношение к слову является для меня идеалом. Он очень бережно относился к таланту, помогал молодым, и я стараюсь следовать его примеру. Расул был не только великим поэтом, но и великим гражданином. После ухода из жизни таких значимых людей появляются обоснованные сомнения в том, что их дело может быть продолжено. Возможно, это и правильно. Но у каждого человека своя судьба и свой путь. Не нужно ждать повторения. Имея такой, во многом эталонный, ориентир, как Расул Гамзатов, трудно соответствовать его масштабу и размаху. Однако, с другой стороны, и легче: легче осуществлять задуманное, опираясь на тот великий опыт, который подарил нам Расул.
– Сформулируйте основные вопросы, стоящие, по вашему мнению, сегодня наиболее остро перед дагестанской литературой? Какой она может и должна быть?
– Для Кавказа всегда было особенно ценно поэтическое слово. Свидетельство тому – народные пословицы и поговорки. «За хорошее слово и коня отдать не жалко» – так говорили раньше. И это не аллегория. В Дагестане, чтобы послушать зовущие к свободе запрещенные песни Батырая, простые горцы отдавали аульским старшинам в качестве штрафа быка. А сегодня иным нерадивым писателям порой хочется дать быка, лишь бы они замолчали. Вернуть бережное отношение к слову – наша главная задача. Если мы сумеем это сделать, значит, мы работали не зря.o.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

18:09  19.02.15
0
219

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *