Снимает не фотоаппарат, снимает фотограф
Тяга к творческой самореализации, чувство прекрасного и желание дарить положительные эмоции людям – это те качества, которые отличают профессионального фотографа.
Именно этими качествами в полной мере обладает дагестанский фотограф Назим Теймуров. Начав как фотолюбитель, он сумел превратить любимое хобби в профессию. Мы задали Назиму вопросы, ответы на которые хочет знать, пожалуй, каждый начинающий фотограф.
– Назим, какой снимок вы можете назвать качественным?
– Как сказала известный американский фотограф Имоджен Каннингем, хорошая фотография – та, которую я сделаю завтра. Какой бы снимок вы ни сделали сегодня, завтра у вас получится намного лучше! Но стоит помнить, что фотография основывается на композиции, сюжете и свете. И, конечно, в современном мире важна и обработка. Для начала необходимо увидеть сюжет. Это может быть что угодно: пейзаж, интересное событие на улице, какие-то предметы или придуманный вами сюжет, реализованный в постановке. Огромную роль играет свет. Умение находить световое решение, подходящее под сюжет съемки, предугадывать его – это тот опыт, который поможет при создании хороших кадров. По моему мнению, что касается обработки фотографии, то здесь главное не перестараться. Я использую минимум: исправление технического брака, улучшение резкости, контраста и т. д. Но, несмотря на вышесказанное, для меня, в первую очередь, большое значение имеет душа, которую я вкладываю в фотографию. Если человек, глядя на мой снимок, смог разглядеть настроение, характер, если фотография заворожила и остановила на себе взгляд, то для меня это уже победа.
– Зависит ли качество фотографии от технических характеристик фотоаппарата, наличия тех или иных аксессуаров?
– Практически любая камера, вне зависимости от того, насколько она плоха или хороша, может быть использована для создания выдающихся фотографий. Важно, кто снимает, а не чем. Люди привыкли перекидывать вину за свои плохие результаты на оборудование, вместо того, чтобы посвятить время практике, тренировке своего видения, способности манипулировать светом и использовать его. Я и сам поначалу искал проблему извне. Имея хорошую камеру, я не понимал, почему мои снимки такие некачественные. Когда я стал больше практиковаться, я понял, что нужно уметь извлекать все до капли из того, что есть. Поэтому по своему опыту скажу, что сильно ошибается тот, кто думает, что с приобретением более совершенной камеры он моментально превратится в профессионала. Покупка новой, более дорогой камеры имеет смысл, когда человек понимает, чего именно ему сейчас не хватает в его технике и какой ее параметр требует улучшения.
– В чем особенность фуд-фотографии?
– Съемка еды, или фуд-фотография, – это одна из разновидностей предметной съемки. Когда я решил заняться фуд-фотографией, я уже имел опыт в фотосъемке свадеб, интерьера и природы, но я не осознавал, что в этом жанре потребуется огромное количество терпения и выдержки в работе с каждым кадром. Жанр фуд-фотографии приближен к категории «сделай сам», начиная с освещения, композиции, заканчивая стилизацией и съемкой. Фуд-съемка – производственный процесс. Все начинается с предварительной подготовки (фона, деталей, антуража). И подготовка может занять не один день. Я даже стал замечать, что все чаще посещаю лавки старьевщиков. Фуд-фотографией я занимаюсь относительно недавно, но уже выявил несколько основных правил. В первую очередь, как и упоминалось выше, настроение можно передать через расстановку света, если он искусственный. Если же я использую естественный свет, то строить композицию надо уже по нему. Моя задача – передать всю прелесть блюда в фотографии, и тут художником является уже сам повар, а я лишь посредник между ним и зрителем. Конечно, и здесь нужно помнить об основных правилах хорошей фотографии, которые помогут нам создать интересные кадры не только в предметной съемке, но и в повседневной жизни. А дополнять все это будет лишь фантазия.
– Насколько важно для фотографа иметь свой стиль или достаточно продолжать чье-то направление, не отходя от правил?
– Мы все начинаем с копирования и подражания мастерам своего дела. В этом больше плюсов, чем минусов. Это содействует нашему развитию в профессиональном плане, а со временем начинает вырабатываться свой стиль, свое видение. Как сказал писатель Уильям Максвел, «Можно много раз рассказывать одну и ту же историю, но она никогда не повторится, если рассказывать ее по-разному». Невозможно полностью контролировать все процессы восприятия окружающего мира, каким мы его видим и запоминаем и как в дальнейшем он выразится в какой-либо из наших работ. Я вижу в этом проблему только в том случае, если я как фотограф останавливаюсь в своем развитии, не могу открыть для себя что-то новое, не иду вперед. Но, в то же время, я никогда и не стремился повторить чью-то идею или подражать чьему-то стилю, т. к. мы не воспринимаем окружающую нас реальность одинаково. Для меня главное – наслаждаться процессом создания фотографии и радоваться результату.