Махачкала

Следуя традициям предков

19:02  24.07.12
1
71

Более трехсот лет назад в селении Унцукуль зародился народный промысел – орнаментальная насечка и инкрустация металлом по дереву. Традиционными изделиями горских умельцев были предметы повседневного быта – ручки для кнутов, трубки, мерки для муки, чаши, кубки, трости для стариков и т. п.

189Унцукуль и поныне радует красотой рукотворных ваз, кувшинов, шкатулок, тростей, курительных трубок, блюд, панно, наборов для вина, журнальных столиков, письменных приборов…
Не перевелись здесь мастера. Во многих семьях насечкой по дереву занимаются все – от мала до велика. Профессия переходит из поколения в поколение.
Одним из талантливых мастеров-художников, активно творящих и сохраняющих традиции своих искусных предков, является Гамзат Газимагомедович Газимагомедов. Он принадлежит к одному из наиболее известных древних родов унцукульских мастеров. Более двухсот лет этот тухум кропотливо создает красоту ударами молоточка по деревянной заготовке, раскручивая кольца мельхиоровой проволоки, что намотаны на палец левой руки. Чем меньше остается колец на пальце, тем совершеннее рисунок. Так и вьется красота, сползая с пальца мастера в вязкое дерево, которое станет роскошной вазой, блюдом, кувшином, маслобойкой, сахарницей…
Станет полезной вещью в доме, удивляя всех тонкой линией, вьющейся так искусно, что превращается в диковиного грациозного зверя или в плетущееся кружево. Причудливые формы, сказочные орнаменты и узоры авторских изделий Гамзата Газимагомедова поражают своим совершенством и погружают в мир фантазий и красоты.
Его работы – настоящие произведения искусства, многие из которых хранятся в музеях Дагестана, Москвы и Санкт-Петербурга. Сегодня признанный мастер, народный художник России, заместитель председателя Комитета по народным промыслам Республики Дагестан – гость нашей редакции.
– Гамзат Газимагомедович, вы мастер унцукульской орнаментальной насечки в восьмом поколении, кто в вашей семье научил вас азам ремесла, передал любовь
к творчеству?
– Азы мастерства я стал постигать еще в детстве. Сначала я смотрел, как занимаются насечкой и инкрустацией отец и старший брат, потом, мало-помалу, стал работать сам. Первое свое изделие – трость – я сделал в 15 лет.

– Какой главный совет вы получили от отца, которому вы следуете в своей работе?
– Делать самостоятельно работу от начала до конца. Сейчас мастера привыкли специализироваться на каком-то одном этапе. А отец нам всегда говорил, что настоящий мастер должен делать все сам – от обработки дерева до нанесения узора, потому что
только сам автор способен воплотить свои идеи, а другой человек может испортить и не довести до конца все задумки автора.
– В вашем роду это мастерство передавалось только по мужской линии? Или женщине тоже под силу создавать сложные работы в этом виде искусства?
– Когда это ремесло только зарождалось в нашем селении, им увлекались абсолютно все. А позже у женщин появились свои ремесла. Я считаю это правильным, поскольку обработка дерева – труд не из легких, и им должен заниматься мужчина.

– Как создается настоящий шедевр искусства в ваших руках? Как возникают образы, что вас вдохновляет?
– Изящество моих произведений скрывает сложность и трудоемкость их изготовления: орнамент рождается из тысяч движений резца и ударов молоточка, вбивающего тончайшие мельхиоровые пластинки в ткань дерева. Вдохновение у мастера – штука очень капризная. Оно может прийти спонтанно, когда его совсем не ждешь. Когда я работаю над каким-то изделием, я постоянно думаю о нем – и днем и ночью. Иногда на изготовление работы уходит несколько дней, а бывает, и несколько месяцев или даже лет. И это зависит не только от вдохновения, порой бывает очень трудно найти качественный материал, ведь я работаю только с абрикосовым и кизиловым деревом.
– По словам исследователей вашего творчества, вы создали свой, «гамзатовский» стиль. Расскажите об этом.
– Я стал основоположником принципиально нового направления в современном искусстве Унцукуля, связанного с использованием в технике насечки орнаментов, основанных на арабской вязи, то есть аяты, изречения из Корана я гармонично вплетаю в традиционный дагестанский орнамент. В каждое свое изделие я вкладываю душу, поэтому все они индивидуальны, ведь душу мастера нельзя повторить. Я и сам не повторяю свои работы, стараюсь каждый раз создавать что-то новое.
– А какой из своих работ вы особенно гордитесь?
– Моя гордость – это «Родовая трость» и панно «Древо Газимагомедовых». На трости насечкой я нанес 120 имен представителей нашего рода на арабском языке. На изготовление этой трости я потратил около 5 лет и считаю ее главной работой, которую я оставлю в наследство. В 2001 году я создал панно «Древо Газимагомедовых», на нем арабской вязью нанесены слова «Унцукуль», «Дагестан», «Род Газимагомедовых». На выставке в Вашингтоне в 2003 году за эту работу я получил золотую медаль.

– Что для вас самое приятное в работе?
– Самое приятное для меня – это создавать красоту, делать необычные изделия, я люблю удивлять и радовать людей. Для меня простое человеческое «спасибо» выше всех наград!
– Гамзат Газимагомедович, вы – человек, добившийся определенных успехов в жизни, о чем мечтаете в настоящее время и чего хотите еще достичь в своем творчестве?
– Я, как и все люди, наверное, мечтаю о мире на земле и о том, чтобы наше самобытное дагестанское искусство и ремесла развивались для последующих поколений. Для этого я хочу создать еще как можно больше уникальных работ и как можно больше учеников обучить этому мастерству.

19:02  24.07.12
1
71

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *