Скандинавия – далекая и близкая
Отпускной сезон, вернее, его большая часть – строительство планов, маршрутов поездки, сравнение курса валют и предпочтение внутренним турам – все это позади: выбран 16–девный круиз по Скандинавии.
Решив сэкономить, выехали вчетвером на автомобиле «Фольксваген туарег» в 9 вечера и к 10 утра уже прошли обе границы за 20 минут. Кстати, на российской работает дагестанец из Дербента, живо интересовавшийся ходом подготовки города к 2000-летнему юбилею. Ему я порекомендовал взять отпуск с 10 сентября и посетить свой родной город.
Как и все проезжающие этот пост, мы, естественно, посетили duty free и, как его называют финны, магазин для русских – рыбный супермаркет с богатым выбором семги, форели, лосося во всех формах приготовления.
Наш сплоченный коллектив – Алексей Гусев, ведущий передачи «Рыболовные путешествия с Алексеем Гусевым», снявший уже с десяток фильмов в Дагестане, Сергей Уткин – оператор, охотник, обладатель «африканской пятерки», снявший в Дагестане охоту на тура в Кулинском районе, охоту на оленя в Казбековском районе, подводную охоту на Аграхане, Вадим Хазанович – член клуба «4 /4 Club», профессиональный автогонщик, был несколько ошарашен скоростью прохождения границы, но вскоре успокоился, вспомнив информацию о падении потока туристов в Скандинавию на 40-50 процентов, связанном с курсом евро и тем, что сами скандинавские страны выделяются в Евросоюзе высоким уровнем жизни.
Как бы то ни было, в 11 часов мы оказались на Сенатской площади перед памятником российскому императору Александру II, который изображен во время произнесения речи о даровании Финляндии широких прав автономии, за что был особенно любим финским народом. В 1917 г. после провозглашения Финляндии суверенным государством выдвигались требования заменить памятник на статую Маннергейма (6-го президента Финляндии). На фоне войны с памятниками на Украине подумалось: как устоял памятник в период советско-финской войны 1940 г. и в последующие годы? Финны гордятся Сенатской площадью с памятником Александру.
Уже на подходе к Хельсинки с парома открывается очаровательная панорама города с видом на православный Успенский собор, увенчанный 13 куполами с позолоченными главами. Собор был построен в XIX в., когда Финляндия входила в качестве Великого княжества Финляндского в состав Российской Империи. В 1812 г. столица из Турку была перенесена в Хельсинки. Успенский православный собор – самый большой православный храм в Западной Европе и Скандинавии, а православная церковь в Финляндии – единственная древняя национальная церковь в Западной Европе, продолжающая в наши дни вековые традиции византийской церкви. Хотя православное население страны не превышает 1 процента, никаких посягательств на церковь не происходит, что говорит о высокой культуре народа.
Прогулявшись по центру города, мы вышли к набережной с колоритным рынком народных промыслов, множеством фастфудов в национальном духе и начали готовиться к погрузке на паром, въезжая на него в своей очереди из легковых машин, а рядом шли очереди автобусов, большегрузов, мотоциклистов и т. д. С завистью стал себе представлять такое же паромное сообщение в Крыму, на Каспии, на Волге.
Паромное сообщение на Балтике – это тема отдельного репортажа, это годами сложившаяся логистика, экономика, культура, и 20 часов, проведенные на пароме из Хельсинки в Стокгольм, уже дисциплинируют тебя своим порядком, четкостью оказания услуг, где на 2 000 пассажиров 200 человек обслуживающего персонала. И для каждого найдется занятие – кто-то зависает в «дьюти фри», кто-то бросается к игровым автоматам, особо романтичные идут на верхнюю, 9-ю палубу любоваться красотами Скандинавии – кстати, это можно делать и сидя в джакузи на верхней палубе. Дети находят свою отдушину в многочисленных игровых комнатах, но самое интересное ждет на пароме вечером – в разных частях парома вас ждут представления клоунов, артистов, затем начинается концерт, далее – ночное варьете. Да, еще и ужин, на котором можно накормить 2 000 человек.
Покидая судно мощностью 36 000 л. с., мы издалека заметили, что часть машин регулировщики заворачивают. Связав это с санкциями, мы сомкнули ряды, но тут соседи объяснили нам, что это процедура проверки водителя на уровень содержания алкоголя – водителям предлагают подышать в трубку перед сходом на берег в Стокгольме. Проведя незаметную, как нам казалось, рокировку в салоне, изрядно развеселившую соседей, мы с честью прошли это препятствие, в то время как изрядное количество машин надолго зависли в портовом терминале.
Предложенная нам четырехчасовая экскурсия по Стокгольму несколько озадачила, хотелось снова неспешно обойти старый город, посетить Королевский дворец, городскую ратушу Стадсхюсет, Нобелевский музей, музей Васа, оружейную палату, церковь Святого Николая, Свято-Георгиевский православный собор, многочисленные музеи и выставки Стокгольма. Побывав в более чем 30 странах мира (не был в Египте и Турции), пришел к выводу: познать страну, почувствовать ее историю можно, зависнув в ней на неделю-другую. Москву, например, не изучишь даже за месяц. Речь не идет о галопе по столицам с кучей фоток у памятников.
Наибольшее впечатление в этот раз произвел замок Грипсхольм. Посетить Швецию и не побывать в замке Грипсхольм – все равно, что не познать страну вообще. Замок Грипсхольм – это потрясающий музей истории Швеции, ошеломляющий своих гостей не только великолепной экспозицией, но и красивым фасадом и шикарным внутренним убранством, присущим королевским резиденциям. В замке периодически проводят званые ужины монархов и важные политические переговоры. Назван замок в честь рыцаря Бу Йонссона Грипа, заложившего его около 1380 г. Особенностью Грипсхольма считается уникальное сохранение в своем интерьере до наших дней отголосков каждой из пережитых эпох.
Состоявшиеся две речные рыбалки, одна из которых ночная, в километре от г. Мюррем, пора-зили игрой огромных особей форели, по 15-20 кг, заходящих из моря в реку. Стоит уже не только удивляться, но и заимствовать опыт экологической культуры шведов, сохраняющих свое национальное богатство.
Из Стокгольма путь наш лежал в Таллинн. Проведя еще одну веселую ночь на пароме, на берегу мы попали в объятия друзей Алексея Гусева – рыбаков, с которыми он познакомился на июльской рыбалке на Камчатке.
Проводя экскурсию, один из них заметил, что уже четыре года не был в старом городе. Интересно, и в Махачкале есть такое понятие – «старый город», с соответствующей архитектурой и культурным слоем. Облазив крепость старого города, поднявшись на ратушу и увидев жемчужину Балтии с высоты, неспешно пообедав и отдав должное искусству эстонских кулинаров, мы отправились в поместье Тыну Тамма на озерах Leigo. Поместье широко известно у поклонников классической музыки, так как там ежегодно проводятся музыкальные фестивали, собирающие тысячи ценителей классики.
Поместье площадью 200 га с 17 озерами как будто самой природой предназначено для проведения фестивалей классической музыки, собирающих тысячи поклонников, куда приезжают президенты стран Балтии. Кстати, в период временных экономических затруднений Тыну продал часть земли и продолжил проведение фестивалей, даже не допуская мысли, что фестивали на озере Leigo могут прекратиться.
Каждое из озер имело свою специфику, в каждом нам была предоставлена возможность наловить зачетных щук, карпов, линей и даже раков.
Воспоминания об удивительном хозяине поместья, его служении Мельпомене, атмосфере его угодий – все это не давало смириться с мыслью, что надо прощаться.
Из Эстонии я двинулся в Финляндию, на озеро Сайма, где меня уже ждала сплоченная группа дагестанских рыболовов. По дороге из Тарту в Таллинн по пути следования меня поразила 17-минутная процедура покупки машины. Не было никаких снятий и постановок на учет и множества других, как я теперь понял, ненужных процедур – просто два человека заполнили по одному документу, подошли к стойке и через 15 минут разъехались. При этом новый хозяин даже не открыл капот, объяснив мне, что если продавец обманет, то он потеряет репутацию добропорядочного человека (преимущество маленькой страны). Номера на машине остались прежними, и через пять минут страховой агент покупателя позвонил, получив информацию о покупке его агентом машины, спрашивая разрешение на страхование.
Переночевав в приличной гостинице недалеко от порта, утром я уже плыл на пароме в Финляндию. В Хельсинки сел на поезд и уже в 2 часа сошел в г. Миккели. Опоздав на двадцать минут от оговоренного времени встречи, что для пути в 1 200 км вполне прилично, навстречу мне выплыла черная «Тойота Хайлюкс» с четырьмя неунывающими дагестанцами. Познакомившись с Эльдаром Гамзатовым (профессиональный автогонщик, дайвер, байкер, объездивший на своем «Харлее» всю Европу), Расулом Ханбалаевым, Султанханом Муратчуевым и заново со старым другом Магомедом Лагиевым, мы уже впятером быстро доехали до Рантасалми на рыболовную базу на озере Сайма.
Наш гид предоставил нам коттедж с пятью спальнями, огромной гостиной с полностью оборудованной кухней, сауной, двумя верандами, барбекю и коптильней.
Сложно объяснить семидневную идиллию, когда все разбираются в кулинарии, каждый готовит свое коронное блюдо – от сложной ухи, рыбных стейков на барбекю, жаркого, копченой и малосольной рыбы до всевозможных супов, один из которых мы ждали почти 3 часа, что свидетельствует о высоком профессионализме. Подустав от рыбной кулинарии, мы отправились в город в поисках баранины для приготовления кумыкского хинкала.
Главным в этой идиллии была рыбалка, для которой нам были предоставлены две лодки с мощными моторами, превосходные снасти, спасательные жилеты. Заблудиться с современными телефонами с навигацией даже на таком огромном озере было невозможно.
Запомнилась первая рыбалка, когда гиды вывезли нас в самые рыбные места, и началась щучья феерия, когда даже Султанхан, не рыбак, просто поехавший за компанию, вытягивал зачетную щуку. Поскольку мы плыли на двух катерах, сразу завязалось соревнование с целью выяснить, кто «дармоедствует», а кто кормит всю бригаду. Улов первого дня – с десяток больших щук, маленьких по рекомендации гидов мы отпускали, и около двадцати окуней.
Примечательно, что уже через полчаса после возвращения с озера ни на кухню, ни к барбекю было не пробиться, каждый хотел сам всех угостить своей стряпней.
Всем, не верящим нашим уловам в Дагестане и Москве, тут же отсылались видео и фото наших уловов, и к концу путешествия за нами завистливо следило уже более ста товарищей.
На третий день нас на катере повезли на троллинг. С помощью двух плывущих параллельно катеру приспособлений около двадцати спиннингов время от времени устраивали переполох на катере, и мы радостно вытягивали щук и, что важно, больших окуней.
В нашей программе была еще рыбалка на речную форель. Всем нам вручили лицензии на право ловли форели и привезли к бурной реке с чистейшей водой. Пойманная через полчаса нами форель была быстро измерена инструктором, и поскольку длина ее не превышала 49 см при разрешенных 50, мы, вдоволь пофотографировавшись, ее с сожалением отпустили.
Признаюсь, удивило строгое следование правилам нашего инструктора. Что такое один сантиметр, тем более пяти гостям с жалобными взглядами? Ан нет – рыбу надо выпустить. Иметь бы такую культуру лова на Каспии – и не довели бы популяцию осетровых до критического уровня. Да и хищнические виды лова сетями, на электроудочку и т. д., так развитые у нас, отнюдь не работают на воспроизводство рыбного поголовья.
Кроме рыбалки нам предложили все виды водных развлечений и традиционную финскую сауну на дровах, сауну, топившуюся по-черному, хамам, купание в традиционной бочке, сопровождавшееся прыжками в озеро.
Семь дней пролетели незаметно, лица наши грустнели, но всем надо было возвращаться к рутине, тем более Эльдара с Расулом ждали объекты культурного наследия Москвы, которые они реставрировали.