Махачкала

Символы правят миром.

16:24  01.01.12
0
11

Дагестанская старина во все времена вызывала к себе живой интерес и ученых–профессионалов, и краеведов–любителей своей многогранностью и многообразием таинственных образов
и символов, находящихся рядом с нами.

Будучи немыми свидетелями нашей истории и духовной жизни, они олицетворяют собой вариации различных забытых тем и сюжетов, дошедших до наших дней из глубины веков. Мне очень нравится мысль, высказанная в одной из книг по истории символов и знаков: «…символы являются ядром каждой культуры и представляют собой мощный «инструмент» передачи неизрекаемых истин».
Феномен дагестанской женской татуировки – один из таких сюжетов – сюжет архаичный и довольно консервативный. Носители татуировок – горянки, разных возрастов и национальностей, являются последовательными хранительницами культово-обрядовых тайн, заключенных в графических изображениях знаков-символов, т. е. татуировок. Условно назовем их иероглифической лестницей, охватывающей события между временем и самими собой.
Татуировки – это зашифрованные рассказы о ценностях прошедших веков, преодолевшие тоннель времени. Корни обычая татуировки уходят в далекое прошлое, возможно, во времена первобытных племен и народов.
Принято считать, что амулеты и талисманы, которые носят и в наши дни повсеместно, призваны отводить от человека зло, «дурной глаз», служат защитой от болезней, способны приносить хозяину удачу и счастье. Как свидетельствует наш полевой материал, татуировки наделены более универсальными функциями: они во многих случаях «заменяют» собой амулеты, талисманы и определяют относительную духовную свободу личности. Если с утерей амулета или талисмана человек остается «без защитного экрана», то татуировки избавлены от такого недостатка: татуировку нельзя потерять, ее можно только вытравить физически с большими неудобствами для себя.
Этнографическое толкование рисунков и мотивов, постепенное угасание этого обычая с переходом к более цивилизованному обществу трактует татуировку как пережиток, сохранившийся с далеких, «первобытных» времен. Все, что связано с человеком, – будь то жизненный уклад, обычаи того или иного человеческого общества, традиции и привычки, способы и язык общения, другие многочисленные аспекты жизнедеятельности человека, – может быть понятно только при внимательном изучении причин и мотивов поступков и поведения индивида или целого этноса. Особенно это относится к развитию различных форм искусства, и в частности – к искусству украшения человека. Искусство – это одна из форм общественного сознания. При помощи искусства человек осознает мир, самого себя, творит свое отражение, одухотворяя то, что он создает.
Может возникнуть вопрос, почему мы акцентируем внимание на аспекте поведения и этики татуированных женщин. На наш взгляд, ответ кроется в тех ощущениях и определенном своеобразном дискомфорте, который испытывают такие женщины в повседневном быту. По словам носительниц татуировок, им постоянно приходится ощущать на себе и любопытные, и удивленные, и вопросительные, а иной раз и осуждающие взгляды. В таких взглядах отчетливо просматривается предвзятость. Все это держит носителей татуировок в относительном напряжении.
Нами зафиксирован случай, когда двадцатипятилетняя девушка (с. Гулатты Дахадаевского района) пыталась кислотой вытравить татуировку с предплечья, чтобы избежать недовольства родственников жениха и «успешно» выйти замуж. Таким людям крайне сложно соблюдать строгий горский этикет в общении с «непосвященными», т. е. людьми другого круга.
В последнее время идеология ислама все больше и больше старается вернуть свои позиции (утраченные в годы советской власти) по влиянию на нормы культуры, этики и поведения не только по отношению к женщинам, но и к мужчинам. Как говорит С.А. Лугуев: «Любое деяние, поступок, традиция, обычай рассматривались с точки зрения положений ислама, шариата, их угодности или неугодности богу». Известно, что в исламе существует тотальное запрещение на нанесение на тело любых изображений.
Запреты на подобные изображения есть и в Библии (в Ветхом Завете). В частности, в разделе повелений и запрещений относительно религиозной и нравственной жизни сказано следующее: «…ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмена. Я Господь».
В дагестанском обществе в последние годы благодаря новой исламской волне все больше усиливаются тенденции враждебного отношения к женским татуировкам, особенно со стороны мужчин, а также и в женской среде. Мы также располагаем достоверной информацией, что у умерших татуированных горянок во время обряда обмывания варварским образом вырезаются те самые татуировки, о которых мы ведем речь. Но при этом почему-то игнорируется целая энциклопедия мужских армейских татуировок и татуировок из мест заключения.
Мир женщин всегда был отделен от мира мужчин по многим составляющим, а вышеназванные явления в нашей жизни отдаляют их друг от друга еще больше. Для нас ясно одно – татуировки изначально все же не являются порождением мировых классических религий, а имеют более глубокие корни, уходящие в языческие времена. У татуировки более продолжительная и интересная история. И здесь многое еще остается неясным и, прежде всего, – социальное значение татуировки.
Объясняется это тем, что татуировки в Дагестане были в большей степени прерогативой женского общества, и все, что связано с ними, считалось делом, в которое не должны были посвящаться посторонние. Они составляли тайну женщин. По нашим полевым сведениям, женщины иногда скрывали значение татуировки даже от своих родственников-мужчин. Они не объясняли им, с какой целью татуируют на теле образ парящей птицы или чьи-то инициалы (из букв кириллицы или арабского алфавита). При таких обстоятельствах раскрыть семантику тех или иных знаков-символов и образов всегда является делом трудным. Сведения о времени нанесения татуировок тоже противоречивы. По одним данным, лиц женского пола татуировали в детстве (с. Верхний Катрух Рутульского района – информатор Керимова Муслимат, 64 года), по другим – с наступлением зрелости, по третьим – только в день весеннего солнцестояния. Есть и другие интересные факты.
Любой знак-символ на одежде или теле определенным образом воздействует на психологическое состояние человека. Каждый человек должен преодолеть психологический барьер, прежде чем решиться татуировать свое тело. И мотивация такого шага у каждого своя. Человек – существо общественное, которое своим внешним видом (знаками-символами на теле) оказывает воздействие на окружающих. И это еще одна сторона психологического аспекта татуировки.
Повседневная жизнь дагестанских женщин в давние времена была очень тяжела. Женщины в дагестанских семьях всегда выполняли самую трудную, порой непосильную работу. В силу разных причин в любое время суток им приходилось бывать вне дома, где они подвергались опасности. По народным поверьям, за стенами дома их могли подстерегать опасные ситуации, связанные с кознями злых сил, в частности – джиннов – вечных антагонистов человека. Вполне объяснимо, что в такой обстановке горские женщины должны были искать пути и способы защиты от всевозможных враждебных сил.
В религиозной практике горских женщин значительную роль играли амулеты, талисманы, обереги, призванные оградить человека от любых несчастий, в том числе – от вредоносной магии и от козней злых духов. В народной фантазии во главе злых сил стояли джинны, главной целью которых было нанесение вреда человеку. И горе тому, кто окажется в их власти. Но джинны бессильны, если человек имеет с собой кинжал, нож, амулет с «обрезанной крайней плотью малыша» или татуировку на своем теле.
Таким образом, в древнем Дагестане татуировки защищали женщин от всего негативного, и вера в их силу давала возможность избежать отрицательного воздействия внешних сил на женский организм.

16:24  01.01.12
0
11

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *