Сафият Аскарова – первая киноактриса Дагестана
Несмотря на все чудеса современной компьютерной графики, черно–белое немое кино, с его характерным мерцанием пленки, музыкой таперов, актерами, играющими неземную трагическую любовь, все же сохраняет некий присущий только ему шарм.
На нас со старых киноафиш смотрят женщины с фарфоровой бледной кожей, с огромными подведенными тенями глазами, светящимися тайной. Каждая из них стала не только символом женской красоты, но и лицом своей эпохи – Лилиан Гиш, Мэри Пикфорд, Грета Гарбо, Джин Харлоу, Вера Холодная, Вера Карали…
И в одном ряду с этими кинодивами немого кино стоит наша соотечественница, дагестанка Сафият Аскарова.
Сафият Аскарова, удивительно красивая, обаятельная женщина, стала первой киноактрисой Дагестана, звездой немого кино. До наших дней дошли фотографии Сафият и кадры из ее фильмов. С черно-белых фото смотрят темноглазая томная красавица с ниткой жемчуга на шее, задумчивая комсомолка из фильма «Чадра» и надменная царица из «Крыльев холопа». Актриса не играет, а живет в своей роли, на нее всегда интересно смотреть – во всех кадрах она всегда разная и все-таки узнаваемая.
Родилась Сафият в 1907 году в селении Ахты, на родине первого национального театра в Дагестане. В детстве увлекалась музыкальным и хореографическим искусством, училась рисовать, играла в мини-спектаклях и, конечно, любила смотреть кинофильмы. Немалую роль в увлечении Сафият искусством сыграла семья, где творчество прививалось детям с детства.
«Ее отец, Нухбек Аскаров, мой прадед, участвовал в работе Ахтынского театрального кружка, впоследствии давшего начало Лезгинскому государственному театру, – рассказывает Бейбулат Аскаров, внук Бейбулата Аскарова, брата Сафият, названный в его честь, тоже выбравший профессию режиссера, как и его именитый дед.
– В детстве он даже предстал перед императорской особой, посетившей один из спектаклей. Он рисовал афиши, изготовлял декорации, подбирал национальные мелодии для музыкального оформления спектакля, помогал в гримировании артистов. Дед Сафият Алискер, отличный портной, шил театральные костюмы. Об увлечении творчеством говорят судьбы ее братьев и сестры: Хас-Булат Аскар-Сарыджа – художник, основоположник скульптурного искусства Дагестана. Асланбей многие годы был кинооператором «Мосфильма». Бейбулат стал кинорежиссером, директором азербайджанской студии кинохроники. А сестра Саррет тоже была актрисой».
В 1925 году, находясь в гостях у брата Хас-Булата в Махачкале, Сафият встретилась с киногруппой Ленинградской кинофабрики, которая собиралась снимать киноповесть «Под властью адата» по сценарию казахского писателя Абая Кунанбаева.
Режиссер Владимир Касьянов обратил внимание на очаровательную Сафият и предложил ей сыграть роль Мадинэ – подруги главной героини Джаннет в фильме «Под властью адата». Она дала согласие и включилась в съемки, которые проходили в аулах Дагестана. В создании этого фильма участвовали трое из семьи Аскаровых: Бейбулат – ассистент режиссера, Сафият – киноактриса, Хас-Булат – художник. Картина вышла в прокат в 1926 году.
Игра Сафият Аскаровой в этом фильме произвела впечатление на Юрия Тарича, советского кинорежиссера и сценариста, который пригласил ее в Москву на съемки фильма «Крылья холопа». Действие фильма происходит в XVI веке, в период царствования Ивана Грозного. Фильм рассказывает о мастере, который своими поделками удивлял людской мир, и его время от времени приглашали к царскому двору чинить сломавшиеся механизмы и потешать высоких господ. Сафият была предложена роль жены царя Марии Темрюковны, гордой дочери кабардинского князя Темрюка.
Фильм «Крылья холопа» имел большой успех, как в СССР, так и за рубежом. Французская газета «Ля семэн синематографик» писала: «Этот фильм насыщен тяжелым реализмом, рисующим жестокие, ужасные, но правдивые обычаи России ХVI века… Леонидов дал мощный образ деспота, С. Аскарова – прекрасна и жестока. Образ царицы, любящей роскошь, прекрасной, замечательно создан актрисой, он интересен во всех отношениях…». А вот цитата из воспоминаний режиссера Юрия Тарича: «Сафият Аскарова в роли царицы передала все нюансы, свойственные национальным чертам горянки, и никто этого не смог бы сделать, как она».
В 1927 г. Сафият Аскарова исполнила главную роль в картине «Чадра», выпущенной студией «Узбекфильм» (режиссер М. Авербах). Говорят, что после просмотра фильма 90 тысяч узбечек сбросили с себя чадру.
Но в 1938 году Сафият серьезно заболела, болезнь помешала ей и дальше сниматься в кино. Однако уже в 1939 году она стала играть в спектаклях знаменитого Московского театра им. Е. Вахтангова. Как известно, актриса вышла замуж, но у нее не было детей. «Умерла она в 1955 году после тяжелой болезни и была похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище, там же похоронен и ее брат Хас-Булат Аскар-Сарыджа», – вспоминает Бейбулат Аскаров.
Использованы материалы сайтов:
http://www.nemoekino.ru
www.kino-teatr.ru