Русские
При въезде в Махачкалу со стороны Каспийска стоит памятник русской учительнице – бронзовая фигура женщины с глобусом
в руке – это мемориальный комплекс, посвященный представителям русского народа в Дагестане.
«Весь дагестанский народ воздает дань глубокого уважения и благодарности десяткам тысяч рабочих, инженеров, учителей, агрономов, врачей, ученых, деятелей культуры и управленцев, которые приехали из России и навсегда связали свою судьбу с Дагестаном, основали здесь свои семьи, вступали в интернациональные браки, положили начало формированию знаменитых трудовых династий», – отметил мэр Махачкалы Саид Амиров на мероприятии, посвященном открытию этого памятника.
Русские занимают шестую строчку среди проживающих в Дагестане народностей, их численность 120,9 тыс. человек. Территориально наибольшее число русских проживает в Махачкале и северных регионах Дагестана. Русский язык принадлежит к восточной подгруппе славянских языков, входящих в состав индоевропейской семьи. Русский язык – один из шести официальных языков ООН.
История и религия
Первыми русскими, посетившими Дагестан еще в VII–VIII веках, были торговые люди, вывозившие на рынки Кавказа и Ближнего Востока меха, янтарь, воск и другие товары.
В 1588–1589 годах в устье реки Терек была построена крепость Терки. Это первое русское население на территории нынешнего Дагестана. Его появление было вызвано военно-политическими – оборона южных границ Московского государства, и экономическими – торговля – причинами.
Во второй половине XVI века в низовьях Терека возникают поселения русских казаков. Они расселились по холмам и предгорьям вдоль реки Терек. Это были вольные люди, впоследствии получившие имя терских (по названию реки) и гребенских (в значении «горные») казаков, которые прибывали в край из самых различных мест России: с Дона, Волги, из Рязани и т.д. Взаимоотношения терских казаков с народами Северо-Восточного Кавказа на протяжении многих десятков лет были мирными, добрососедскими. Следующий этап расселения русских на территории Дагестана связан с правлением Петра I, по указу которого во время Персидского похода 1722 года был заложен ряд опорных пунктов и укреплений, расположенных вдоль морского побережья. После построения и укрепления крепости Святой Крест на реке Сулак и ее рукаве Аграхани в нее были переведены гарнизон и жители Терского города. Позже на реке Сулак была поселена тысяча семей донских казаков. К 1735 году было завершено строительство крепости Кизляр, куда перевели гарнизоны из укрепления Святой Крест и др. Кизляр стал крупным торгово-экономическим и политическим центром Северо-Восточного Кавказа.
Новый этап формирования русского населения в Дагестане начался в 1813 году, когда подписанием Гюлистанского мира между Россией и Персией завершился процесс вхождения края в состав России. С этого времени шло строительство укреплений и опорных пунктов вблизи крупных аулов Дагестана и размещение в них русских войск.
В 80-е годы XIX века начался следующий этап миграции русских в Дагестан. Существенную роль в этом играло переселенческое движение крестьян на рубеже XIX и XX веков. Царские власти поощряли переселение русских на Кавказ, в частности в Дагестан, оказывая им агрономическую, ссудную и другую помощь. Приток русских в Дагестан был фиксирован постройкой Петровской ветки Владикавказской железной дороги. Русские переселенцы осели на многочисленных станциях и разъездах. Значительная часть русских прибывала и на сезонную работу: рыбные промыслы вдоль морского побережья. В конце XIX – начале XX века русские составляли около половины городского населения Дагестана.
Повседневная жизнь
Со второй половины XVIII века значительное развитие на Тереке получило виноградарство. В начале 80-х годов XIX в. в Кизляре впервые в России было налажено производство отечественных коньяков. Кизлярский коньяк вывозился в Москву, Варшаву, Петербург и другие города и до сих пор остается одной из визитных карточек Дагестана.
Домашний быт казаков складывался под влиянием обычаев местного горского населения: чеченцев, ингушей, кабардинцев, кумыков. В сельской местности казаки строили избу, саклю и кладовую, так называемую «хатку». Внутреннее устройство домов казаков и горцев мало отличалось. Сакля обычно делилась на две части, и казачья изба имела две комнаты. Горская одежда, приспособленная к укладу местной жизни, была принята и освоена казаками, как мужчинами, так и женщинами. Мужчины носили кавказскую бурку, бешмет, папаху, башлык, черкеску. Украшали себя кавказским поясом, кинжалом и газырями с металлическими или серебряными наконечниками.