Махачкала

Роскошь в движении!

16:44  15.01.18
0
12

Творческий путь ансамбля танца народов Кавказа «Махачкала» – это непрерывный поиск и эксперимент. Не изменяя своим сценическим принципам, коллектив ежедневно стремится расширить границы репертуара.

211Руководитель и хореограф ансамбля Анна Сараева рассказала нам о тонкостях этого выразительного вида искусства и о том, как стать членом их дружной танцевальной семьи.
– Анна Александровна, расскажите, как был создан ансамбль?
– Все началось довольно неожиданно. Когда я начала работать хореографом, я решила создать что-то свое. Отдушину, в которую бы я вкладывалась. Сначала эта идея реализовывалась с учениками Детской школы искусств № 4. Оказалось, что должность руководителя довольно сложная: надо искать подход к каждому ребенку, надо правильно им объяснить, чего я хочу. Начались первые выступления, и в момент, когда я увидела свой труд на сцене, я поняла, что это мое, это моя стихия. В 2000 году, когда дети впервые выступили в городском и республиканском конкурсах «Юные звезды Дагестана», мы получили гран-при в номинации «Танцы народов мира» – это был первый толчок. Поначалу дети выступали от имени школы искусств, а после ансамбль получил название «Махачкала». На сегодняшний день у ансамбля 10 готовых номеров. В его составе 26 танцоров, и набор продолжается. Коллектив растет с каждым днем.
– Как создается танец?
– Это какой-то магический процесс. Я слышу музыку, ощущаю ритм, чувствую такт и переливы музыкальных инструментов. Я закрываю глаза, и все само приходит в голову. Я словно распутываю клубок ниток и вяжу из него красивый шарф. Нужно только начать, а потом уже невозможно остановиться. Иногда я вижу танец во сне. Ложусь спать, а утром просыпаюсь с ясным чувством того, что знаю, как надо выстроить рисунок.
– Расскажите о фестивалях и конкурсах, в которых принимает участие ваш танцевальный коллектив.
– На самом деле их было очень много. Безусловно, одним из ярчайших был фестиваль «Бегущая по волнам» в Египте. Уйма положительных эмоций и добрых воспоминаний остались от фестиваля «Союз талантов России» в городе Сочи. Запомнились Дни дагестанской культуры в Турции, фестивали «Звездочка» в Москве, «Gold Star» в Нальчике и т. д.
– На каких мероприятиях выступаете чаще?
– На благотворительных. Очень часто люди просят выступить на мероприятиях для детей-инвалидов или сирот. Я понимаю, как важно бывает детям увидеть красоту танца, магию ритма и музыки. Они самые строгие зрители! И выступи хоть на сотне фестивалей – танцуя перед ними, чувствуешь огромную ответственность, ведь может быть, увидев именно наш танец, кто-то из них захочет связать свою жизнь с этим непростым искусством. Также стараемся раз в полгода выезжать куда-нибудь. Недавно были в Нальчике, а чуть раньше – в Астрахани. Хочется поехать с гастролями куда-нибудь за рубеж, но, увы, такой возможности пока нет. Все упирается в финансы. Нужны спонсоры, которые пока не обращают на нас внимания, но мы не унываем. Все еще впереди!
– Анна Александровна, для участников ансамбля вы строгий руководитель или друг?
– На самом деле строгость часто путают с требовательностью. Я всегда требую. Мне нужна работа, я не люблю сидеть без дела. Но часто, работая с коллективом, я понимаю, что на мою долю выпала тяжелая ноша – переходный возраст. Это момент, когда ученики конфликтуют не только с собой, но и со всем окружающим миром. Им кажется, что все против них, но только спустя несколько лет они осознают, что это не так. Сколько сейчас бывших танцоров подходят, сожалея о том, что в свое время не прислушались ко мне. Я стараюсь помочь каждому. Но у человека должно быть желание и любовь к своему делу. Я требовательный и принципиальный руководитель, но думаю, что эта мера не более чем необходимость. Пошутить можно после работы. Пришел на репетицию, будь добр – работай.
– Что главное в танце?
– Важны техника, энергетика, красота рисунка, костюмы, музыка. Но самое главное – это танцоры, их умение держаться на сцене, умение абстрагироваться от окружающего мира и всецело погрузиться в музыку. Необходимо прожить танец от первой до последней ноты, рассказать зрителю историю. Танцор, вопреки всем переживаниям, которые происходят в жизни, должен передать настроение танца. Думаю, что главное в танце – собрать разрозненные кусочки в единую картину.
– Танцор может идеально выучить движения, но в танце важна и одухотворенность. Как вдохнуть эту энергетику?
– Это зависит от богатства души, понимания мира, умения фантазировать. Если есть техника, но нет души – зритель уйдет. Если есть душа, но нет техники – зритель тоже уйдет. Необходим строгий баланс. Но если с технической стороны все относительно просто – тренируйся каждый день, отрабатывай движения, то со стороны одухотворенности все гораздо сложнее. Нужно мыслить, нужно чувствовать, нужно переживать. Часто на верную эмоцию выводит музыка. Она создает атмосферу – танцору необходимо уловить эти перемены в ее характере. Невозможно ведь под грустную музыку весело отплясывать чечетку, а под зажигательную лезгинку меланхолично взмахивать руками. Это, как минимум, не эстетично! Но дети – как пластилин, им очень помогают ассоциации. Хотя есть люди, которых, к сожалению, невозможно научить танцевать. Они не слышат музыку, не чувствуют ритм и такт. Конечно, есть множество упражнений для выработок метроритма, но даже они не всегда помогают. Бывают случаи, когда даже спустя много лет тренировок танцор не попадает четко в ритмические единицы.
– Дружите ли вы с другими танцевальными коллективами?
– Да, безусловно! За время учебы в Нальчике я познакомилась с множеством людей из разных коллективов, прошли года, но мы до сих пор с ними тепло общаемся. Меня приглашают на мастер-классы или просто в гости. Каждый раз обмениваемся с коллегами опытом и какими-то техническими нюансами.
– Как вам удается сохранить популярность на протяжении стольких лет?
– Я просто честно выполняю свою работу, и, наверно, это результат моих заслуг. В республике каждый второй выпускник создает свой коллектив с целью заработка, при этом они совершенно не отдают себе отчет в том, насколько это кропотливая работа и ответственный труд. Важно не просто слепить танец и сшить костюмы, а еще понять суть каждого движения, что оно значит. Ведь каждый рисунок имеет смысл.
– Каким вы видите дальнейшее развитие ансамбля?
– Никогда не задумывалась об этом. Для меня главное – работать и творить. Остальное – это вытекающее из основного. Дальше будет видно. Как говорится, хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах.
– Анна Александровна, что вы можете пожелать жителям республики в наступающем году?
– От всего сердца хочу поздравить всех жителей Дагестана с Новым годом! Хочу пожелать им мира, любви и простого человеческого счастья. В этом мире много трудностей, много сложностей, которые не всегда бывает легко преодолеть и побороть. Но только усилием и волей можно проложить себе тропинку в будущее, о котором мы мечтаем. Новый год – удивительно волшебный праздник, дающий возможность психологически начать год с чистого листа, оставив все плохое в году ушедшем! Я желаю всем, чтобы трудности и беды остались позади, а грядущий год радовал вас каждым своим днем, каждым часом и каждой минутой!

16:44  15.01.18
0
12

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *