Размышления вслух
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
ЭРМИТАЖ
– До поступления в училище им. Мухиной, я ходил в Эрмитаж, но в основном на 3-й этаж современного искусства и чаще к Камиллу Коро. Мне нравились его работы, в его маленьких этюдах «Окрестностей Парижа» присутствует гармония утонченных и изысканных цветовых отношений.
– На втором курсе мне больше нравились работы Пикассо, его голубой и розовый периоды, его графика. Но я ведь учился на факультете декоративного искусства и на отделении текстиля, а у ткани, разумеется, свои законы построения композиции, отличные от портретной или пейзажной живописи.
– На третьем этаже были работы Матисса, и, казалось бы, вот к кому я должен был бы ходить, к его работам – декоративным, с яркими, насыщенными цветами. И, кстати, созданным под впечатлением и под влиянием близкого мне восточного искусства. Но, как ни странно, Матиссом я только восхищался и восхищаюсь им и по сей день.
– А покорило и увлекло меня взошедшее солнце на сияющих шпалерах великого Люрса. В 1974 году в Эрмитажных залах открылась выставка французских тканых шпалер, где в роскошных залах расположились старинные шпалеры знаменитых французских мануфактур: из Обюссона, Бове, Феллетона, Парижа, великолепные работы Шарля Лебрена, Франсуа Буше, Жана-Баттиста Удри и потрясающие по красоте «мильфлеры» из серии «Дама с единорогом», сотканные в конце ХV века на мануфактуре в Турени.
На первом этаже звучала Марсельеза, гимн Франции, и висели современные гобелены, сотканные по эскизам французских художников: Пикассо, Брака, Матиса, Леже, Дюфи, Мондриана, и я, студент 4 курса ЛВПХПУ им. В. И.Мухиной, бродил и бродил, очарованный этим зрелищем и не в силах оторваться от них. Призывали они под звуки Марсельезы. И вот она, могучая сила искусства! Вот оно, его мощное влияние на еще не окрепшее, хилое сознание молодого студента. Здесь же на выставке я решил: отныне буду ткать гобелены!
– Через десять лет встреча с Загиром Мусаевым и совместная с ним работа изменили мою творческую жизнь. Мне хватило двух лет «шелковых университетов», чтобы пойти по новому для меня «шелковому пути».
МОЕ ТВОРЧЕСТВО
– В мастерской моей звучит классическая музыка: Баха, Моцарта, Вивальди… Это мое увлечение оказалось очень созвучным и гармоничным с моими росписями на шелке, легкими, воздушными, сдержанными в цвете, в них много музыки. Именно благодаря классической музыке они такие спокойные и уравновешенные. Это хорошо видно в сравнении с моими ранними работами, тогда во время учебы я больше тяготел к гротеску.
– Пытаюсь найти красоту и гармонию в мире, который чужд и гармонии и красоте этой самой по сути своей. В этих поисках пробую себя в разных техниках, материалах и видах искусства — от монументальных гобеленов, оформления общественных интерьеров до росписи и печати на тканях, в керамике, пробую себя и в живописи, и в графике. Этот многообразный, эмоциональный поиск красоты и есть мой путь в искусстве.
ПОСВЯЩАЕТСЯ МОИМ ДЕДАМ
– Много лет я езжу в горы. Рисую и с горечью наблюдаю, как медленно разрушаются в Унчукатле наши – Кардашовых – родовые гнезда. У меня есть рисунок верхней части Унчукатля 1964 года. Живой уголок аула. Через 45 лет на этом месте нет даже развалин. Все произошло стремительно, на моих глазах. А ведь в этих домах кипела, когда-то полноценная жизнь, люди играли свадьбы, ходили в гости к друг другу, мечтали, любили, рожали, радовались, ненавидели, ругались и огорчались.
И в русских деревнях я наблюдал похожие процессы. Дагестан стремительно меняется, вместе со всей планетой…
– Работы на горские темы я затевал еще на дипломе много лет назад и возвращаюсь к ним снова и снова. Эти мои новые циклы: «Семья», «Свадьба», «Рождение», «Жизнь», «Смерть» 2006, 2011 и 2012 годов я посвятил моим дедам: Тажутдину Кардашову из Унчукатля и Мансуру Капиеву из Кумуха, они жили в той самой, ушедшей от нас в прошлое жизни…
– Я и сейчас мыслю большими сериями, и циклами продолжаю работать над ними, пробуя в разных вариантах, материалах и техниках, пытаюсь последовательно решать пластические задачи, возвращаясь к уже завершенным вновь и вновь, недовольный сделанным.
Мои взгляды
– Серия росписей на шелке «Восток – Запад» и «Дагестан» возникли в результате моих дискуссий и бесед с Омари Калаевым.
В серии росписей «Восток – Запад» я сделал попытку и только коснулся этой темы, было желание сказать о единстве и разнообразии культур Востока и Запада с древних времен и до наших дней. Задача оказалась очень сложной, пока выполнено 15 работ в серии «Восток – Запад» и столько же в серии «Дагестан». Не все удачны, но я продолжаю работать над ними…
Мои друзья
Мой брат Мансур Джалалов, оператор, и его друзья – режиссеры Александр Мелентьев и Карен Арзуманов – всю свою жизнь посвятили Дагестанскому телевидению и объездили весь Дагестан вдоль и поперек. Они и меня охотно брали с собой в свои командировки в горы. Так появилась моя Дагестанская коллекция фотографий, сначала черно-белые с Мансуром и Сашей, и уже в 2000-е с Кареном. Мансур и сам отлично снимал, сохранились снимки Унчукатля, Кумуха.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]