Путешествуем с умом
«Истинное назначение вашего путешествия –
это не место на карте, а новый взгляд на жизнь».
Генри Миллер
Любите ли вы путешествовать, как люблю я?
Я думаю, что, попробовав однажды, уже невозможно остановиться, с каждым новым путешествием становится только интереснее, приходит понимание, как прекрасен и удивителен мир, как много ты еще не видел и что самые лучшие в мире вещи – это не вещи.
Но, как у любого мероприятия, у путешествий есть и бытовая сторона, которая способна свести все впечатления на нет. И сегодня мой материал о том, как уберечь себя от негативных впечатлений и неприятностей, которые могут поджидать нас в путешествии.
Итак, поехали.
Если мы совершаем тур, то самым важным, а то и основным фактором хорошего отдыха является выбор туроператора и достоверная информация от него о потребительских свойствах и сертификации туристского продукта, включая программу пребывания, маршрут путешествия и условия безопасности.
Обязательным будет заключение договора, к изучению которого нужно подойти очень ответственно.
И совсем нелишним будет знать свои права и обязанности, все они регламентированы Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вот они:
«Статья 6. Права туриста
При подготовке к путешествию, во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
– необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей среды;
– свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране (месте) временного пребывания ограничительных мер;
– обеспечение личной безопасности, своих потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
– обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма;
– возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– содействие органов власти (органов местного самоуправления) страны (места) временного пребывания в получении правовой и иных видов неотложной помощи;
– беспрепятственный доступ к средствам связи;
– получение копии свидетельства о внесении сведений о туроператоре в реестр туроператоров;
– информацию о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора, в том числе в связи с ненадлежащим исполнением туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта;
– получение сведений, содержащихся в единой информационной системе электронных путевок, в порядке и срок, которые установлены правилами функционирования единой электронной системы электронных путевок, установленными Правительством Российской Федерации, в том числе в целях защиты своих прав.
Статья 7. Обязанности туриста
Во время совершения путешествия, включая транзит, турист обязан:
– соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
– сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания;
– соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда;
– соблюдать во время путешествия правила личной безопасности».
Разберем несколько ситуаций, которые могут возникнуть в путешествии.
1. Неисполнение или ненадлежащим исполнение туроператором или турагентом договорных обязательств, например: непредоставление потребителю необходимой информации, например, о правилах въезда в страну (место) временного пребывания, предоставление недостоверной информации об условиях размещения в отеле, размещение туриста в номере иной категории, чем согласованная в договоре, нанесение вреда жизни, здоровью или имуществу из-за низкого качества туристского продукта, взимание дополнительных денежных сборов при оказании туристических услуг.
В этом случае потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя (ст. 29 Закона о защите прав потребителей):
1) безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, например, разместить в номере той категории, которая была согласована договором;
2) соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
3) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
Согласно ст. 6 Закона о туристской деятельности турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Например, потребитель вправе требовать возмещения убытков, понесенных в связи с покупкой новых авиабилетов, оплатой проживания в другом отеле или в других номерах отеля повышенной комфортности, переезда в другой отель и т. п.
Если вы столкнулись с такой ситуацией, необходимо обратиться с к туроператору с претензией не позднее двадцати дней с момента окончания действия договора. Туристическая организация обязана рассмотреть ее в течение десяти дней. Если вопрос не решился – идем в суд.
2. Страшный сон любого туриста – потеря паспорта. Чтобы обезопасить себя от последствий произошедшего, перед путешествием сделайте копии загранпаспорта и внутреннего паспорта и узнайте адреса и телефоны ближайших консульств. Если это все-таки произошло, немедленно обращайтесь в полицию, составьте заявление в двух экземплярах, один экземпляр понадобится для российского консульства, где вам выдадут временный документ сроком на 15 дней.
3. Еще одна распространенная проблема в путешествии – поврежденный после авиаперелета багаж. Если действовать оперативно, зафиксировать все доказательства того, что ваш чемодан поврежден именно в это время и в этом месте, то вероятность получения компенсации за поврежденный чемодан – либо в полном объеме его стоимости, либо согласно тарифам перевозчика – существенно повысится.
Алгоритм действий такой:
1) Незамедлительно тщательно осматриваем багаж после выгрузки и фиксируем все дефекты.
2) Находим представителя авиакомпании для оформления акта, констатирующего наличие повреждений, – это очень важный и нужный документ, поэтому необходимо убедиться, что все повреждения в нем указаны.
3) Собираем проездные документы, товарные чеки, фотографии и другие доказательства.
4) Направляем в адрес авиалиний претензию с приложением акта и подтверждающих материалов.
В течение месяца авиакомпания обязана рассмотреть вашу претензию и принять меры.
4. Что делать, если багаж не прилетел вместе с вами?
Нужно подать заявление о потере багажа представителю авиакомпании или в администрацию аэропорта, заполнить специальный акт, копию акта оставляем себе на случай, если придется идти в суд.
Ждем 21 день, если в течение этого времени багаж найдется, авиакомпания должна доставить его владельцу по указанному адресу (но это не точно). На практике за багажом придется ехать в аэропорт самостоятельно. В любом случае вы имеете право на компенсацию от авиакомпании. Условия нужно читать на ее официальном сайте или выяснять у представителя в аэропорту.
Если в результате всех предпринятых действий проблема не решилась, идем уже знакомым путем: претензия заказным письмом с уведомлением, через 30 дней – в суд.
Напоследок хочу пожелать, чтобы представленная здесь информация никогда вам не понадобилась.
Путешествуйте, наслаждайтесь, радуйтесь жизни!