Путешествие в прошлое
Старые фотографии – наше окно в другую жизнь, благодаря им вспоминается то, что быстро стало забытым… К примеру, мало кто из нас знает, как выглядели наши предки в третьем поколении, как они жили, чем занимались…
Ответы на эти вопросы можно найти на выставке «Дагестан. Портрет нации», которая проходит в Музее истории города Махачкалы.
Это не просто выставка, это масштабный проект, который обьединяет виды аулов, городов Дагестана, парадные и этнографические портреты дагестанцев дореволюционного периода. Собранный воедино материал – это своего рода фото-хроника и фото-архивация дагестанской дореволюционной жизни, документальный источник об истории, культуре, этнографии, архитектуре, который дает ценный материал для изучения ушедшей эпохи, этнической истории народа, анализа и сопоставления компонентов материальной и духовной культуры. Уникальный фотоматериал автор и куратор проекта, директор Музея истории города Махачкалы Зарема Дадаева собирала по крупицам в течение десяти лет из архивных и музейных хранилищ Москвы, Санкт-Петербурга, Грузии, Турции, Америки. Кроме того, значительная часть собрания – это семейные реликвии из домашних фотоархивов дагестанцев, и это придает проекту статус народного.
На сегодняшний день удалось собрать около полутора тысяч фотографий, из них в выставку вошло чуть более трехсот. Это первая в республике подобная выставка, где представлена панорамная картина дореволюционного Дагестана. Здесь много парадных портретов, так как в те времена сфотографироваться в ателье могли позволить себе лишь люди состоятельные. Вместе с тем, одна из важных составляющих выставки – этнографические снимки, выполненные путешественниками, учеными и фотографами в своих поездках по горному краю. Таким образом, по замыслу автора проекта показана разнородность Дагестана. На одних фотографиях мы видим горцев в масках, совершающих обряд, на других – весьма интеллигентных, одетых в парадную одежду мужчин и женщин.
Само название «Дагестан. Портрет нации» – несколько провокационное. Есть народы Дагестана. И один из главных смыслов выставки – это сила единства нации. Дагестан – маленькая страна с неповторимой народной культурой. И тем важнее для нас сохранить свою культурную идентичность.
В экспозиции перед нами – галерея благородных лиц, за каждым из них – судьба целого рода. Автор призывает посмотреть на людей того времени, которые жили на нашей земле сто и более лет назад, как в большое зеркало, сравнить, узнать или не узнать себя.
Фотографии говорят о многом. Они вызывают чувство национальной гордости и одновременно чувство вины за утраченное и невозвратное… На этих снимках мы видим величественную горскую архитектуру, которую академик
Г. Я. Мовчан сравнивал с архитектурой эпохи Возрождения. Наши предки, обладая природным вкусом и соразмерностью, создавали памятники архитектуры в горах, на высоте 2–3 тысяч метров над уровнем моря.
Рассматривая старые фотографии, невозможно не обратить внимание на уникальные костюмы того времени. Если вглядеться, можно найти множество отличий от привычных нам сегодня национальных костюмов. К примеру, мужские бурки не имели острых плеч, как сейчас. Тогда бурки были пологими, а чтобы не соскальзывали, крепились на груди перемычкой. Экспозиция выставки продумана таким образом, что посреди традиционно небольших старинных фото – огромные, во всю четырехметровую высоту зала музея портреты наших предков. Эти стелы – доминанты, как называет их автор проекта Зарема Дадаева, – расставляют в экспозиции задуманные акценты. Словно через увеличительное стекло они увеличивают персональный портрет до масштабов самого Дагестана.
Эти фотографии открывают нам целую эпоху – мир почти незнакомый, но заглядывать в него – удовольствие и ответственность. А как изменились лица людей!
Искренне восхищает искусство фотографии тех лет, мастерство фотографов.
Техника цифровой фотографии непрестанно совершенствуется и уже достигла невероятных высот. И только одного она не может – добиться этого потрясающего ощущения, которое испытываешь, рассматривая старые фотографии, когда буквально чувствуешь присутствие человека, его ауру, погружаешься в обаяние другой эпохи, и время как будто останавливается… Можно часами ходить по залу, рассматривать эти удивительные фотографии и каждый раз открывать для себя что-то новое.