Просто гениально!
Нас окружает множество простых вещей, историю происхождения которых было бы интересно узнать.
Любовь и весла: что заставило изобрести лодочный мотор
Подвесной лодочный мотор Оле Эвинруда был не первым на рынке, но оказался надежнее и совершеннее изделий конкурентов
Субботним утром десятки тысяч рыболовов, охотников и просто энтузиастов отдыха на природе совершают один и тот же обряд – опускают подвесной мотор в воду и заводят его, чтобы вместо натирания мозолей веслами направлять лодку легким движением руки. Однако мало кто знает, что за это изобретение они должны быть благодарны служебному роману одного уроженца Норвегии.
Оле Эвинруд родился 19 апреля 1877 года. Когда ему было пять лет, семья переехала из Норвегии в США. Во время трансатлантического путешествия Оле почти безвылазно торчал в машинном отделении, родители буквально силой уводили его оттуда. В Америке семья поселилась на ферме в штате Висконсин. В семье было 11 детей, и всем без исключения приходилось работать в поте лица. Но мальчик не забыл ни моря, ни машин и все свободное время мастерил модели парусников. В возрасте 16 лет Оле спустил на воду озера Рипли свое первое настоящее парусное судно, и отец уступил желанию сына заняться механикой, отослав его в Мэдисон, где тот устроился подмастерьем в мастерскую Фуллера и Джонсона. Поднабравшись опыта, он переехал в Питтсбург, где поступил на сталепрокатный завод, а затем в Чикаго, где обучился работать на различных станках. В 1900 году Оле вернулся в Висконсин и на паях с партнером основал модельную мастерскую Clemiek & Evinrude. Больше всего его интересовали недавно появившиеся двигатели внутреннего сгорания и «безлошадные повозки».
Сотрудница компании Бесс Кэри стала стимулом для изобретательской деятельности Оле. Однажды в августовский воскресный день 1906 года Оле и Бесс в компании друзей отправились на пикник на остров на озере неподалеку от Милуоки. Денек был жаркий, Бесс захотелось мороженого, а Оле решил романтически выполнить желание девушки. 8 км, которые Оле пришлось грести в 30-градусную жару до берега и обратно, продемонстрировали его чувства к Бесс и подстегнули изобретательский ум. Вероятно, именно тогда Эвинруд понял, что автомобиль не единственное средство передвижения, на которое можно установить двигатель внутреннего сгорания. В самом деле, почему бы не оснастить мотором весельную лодку?
Через год Оле вышел из партнерства с Клемиком, основал еще пару компаний и построил автомобиль, но все эти начинания не имели особого успеха. Зато он женился на Бесс и вернулся к идее подвесного мотора. К 1909 году 30-килограммовый мотор мощностью 1,5 л.с., похожий на кофемолку, был готов к производству. Рекламой занялась жена Эвинруда. К сожалению, из-за тяжелой работы здоровье Оле и его жены оказалось подорвано, в 1914 году они продали свой бизнес и отправились путешествовать, чтобы вернуться через пять лет… с новым проектом производства двухцилиндрового мотора! Оле Эвинруд не прекращал совершенствовать свои изделия до самой смерти в 1934 году. Его сын Ральф продолжил семейное дело, объединив в 1936 году свою компанию с конкурирующей Johnson Motor Company под общим названием Outboard Marine Corporation (OMC), которая дожила до 2000 года.
Утюг на службе ЦРУ: магнитные полоски
Магнитные полоски на кредитных картах объединили цивилизованный мир быстрыми и удобными финансовыми операциями
Открывая дверь в номер отеля магнитным ключом или оплачивая покупки в магазине кредитной картой, мало кто задумывается о том, как на этих картах появилась магнитная полоса. Между тем в 1960-х кредитные карты представляли собой просто кусочек пластика с эмбоссированными (рельефно выдавленными) буквами и цифрами. Для оплаты продавец делал копию карты на специальном чеке – слипе – и отправлял его в процессинговый центр, где клерк вручную вводил цифры со слипа в компьютерную систему. Такая технология была медленной и приводила ко множеству ошибок.
В начале 1960-х ЦРУ обратилось в компанию IBM с просьбой разработать для сотрудников штаб-квартиры разведки новые удостоверения личности, содержащие не только визуальную, но и, в соответствии с требованиями времени, цифровую идентификацию. Единственным компактным цифровым носителем тогда была магнитная лента. Казалось бы, что сложного – взять ленту и прикрепить ее к пластиковой карте? Однако эта задача долгое время не давалась инженерам IBM. Они перепробовали несколько десятков клеев, но одни давали усадку, так что на ленте оставались складки, а другие усадку не давали, но растворяли полимерную основу ленты. В обоих случаях лента становилась бесполезной для хранения данных.
Одним из инженеров, работавших над этой проблемой, был Форрест Пэрри, выпускник Военно-морской академии в Аннаполисе. После службы во флоте он несколько лет проработал в Национальной лаборатории им. Лоуренса в Ливерморе, а в 1957 году начал свою карьеру в IBM. Расстроенный постоянными неудачами, Форрест Пэрри захватил несколько пластиковых карточек и отрезков майларовой ленты домой, где рассказал о проблеме своей супруге Дороти, которая как раз в это время гладила одежду. Разглаживая складки на рубашке мужа утюгом, Дороти вдруг остановилась и, посмотрев на Форреста, предложила: «Почему бы не разгладить складки магнитной ленты так же, как и белье?». После нескольких коротких экспериментов магнитная лента была приварена к карточке совершенно ровно, а на следующий день Форрест вернулся домой сияющим от удовольствия: проверка в лаборатории подтвердила, что магнитная лента, приваренная к карте с помощью утюга, осталась полностью функциональной.
В IBM поняли, что технология магнитных карт сулит гораздо большее, чем просто удостоверение личности. Группа под руководством Джерома Свайгалса несколько лет работала совместно с банками и авиакомпаниями, что привело к появлению в 1969 году национального, а спустя два года – международного стандарта. Компания даже решила не патентовать технологию, чтобы поощрить повсеместное использование магнитных карт. Впрочем, новая технология окупилась – ведь на каждый доллар, потраченный на разработку магнитных карт, компания в итоге получила более $1500 от продаж компьютерного оборудования. И хотя сейчас магнитные полоски начинают уступать свое место микрочипам и беспроводным технологиям, они свое дело сделали – объединили мир быстрыми и удобными финансовыми операциями.