Про стены Искандара и дочку хакана.
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]«Дербенд–наме» – неоценимый источник по истории раннесредневекового Восточного Кавказа. В мире существует почти 60 вариантов этой рукописи на разных языках. Они находятся в частных коллекциях в Москве, Санкт–Петербурге, Польше, Турции и Баку. А сама ее история похожа на захватывающий детектив.
История рукописи
Путешествие «Дербенднаме» по Европе началось давно. Еще во время Персидского похода русских войск в 1722 году правитель Дербента Имам Кулибек произнес от имени жителей города приветственную речь в честь Петра I и преподнес в качестве ценного подарка императору серебряные ключи от города и старинную рукопись, рассказывавшую о событиях в Дагестане в раннем Средневековье,
которая называлась «Дербенднаме». В составе русской армии, выступившей в поход, был молдавский господарь, князь Дмитрий Кантемир, заинтересовавшийся древним документом, он перевел его на латинский язык.
Вскоре рукописи «Дербентнаме» поступили в публичные библиотеки СанктПетербурга, Парижа, Берлина и были переведены на французский, немецкий, русский языки.
Следует отметить, что составитель «Дербенднаме» неизвестен, сохранились варианты рукописи на азербайджанском, персидском, арабском языках, различающиеся по полноте содержания и охвату времени. Самый древний известный азербайджанский вариант исторической хроники принадлежит уроженцу дагестанского села Эндирей Мухаммеду Аваби Акташи, составившему его на основе списка на персидском языке в XVII веке.
Об Искандаре и Харуне альРашиде
Итак, приведем несколько историй, о которых повествуется в этой рукописи. В «Дербенднаме» о постройке дербентских стен говорится следующее.
«Шах Кубад жил в Дербенте, а хакан – на реке Адил (Итиль), и между ними часто происходили войны и споры. Когда прошло много времени, был заключен между ними мир. После этого засватал Кубадшах дочь хакана… и доставил ее к себе… Затем он вознамерился воздвигнуть стену между двумя государствами. Хакан согласился на это. Когда Кубадшах получил об этом известие и направился для строительства стены в этом месте, то в летописях он обнаружил известие о том, что Джабраил поручил Искандару (Александр Македонский – прим. авт.) построить здесь стену, потому что это – благословенное место, и Искандар построил здесь стену, как ему было велено. Однако стена разрушилась и покрылась песком. Кубад освободил стену от песка, восстановил то, чего не хватало, и исправлял ее в течение года, пока не довел ее до Табасарана…
Он построил и ворота (абваб). И когда он завершил это, то он поставил стену с южной стороны в течение семи месяцев. Когда Кубадшах построил эти две стены, он убедился, что хакан не в силах переступить пределы Армении и Азербайджана, разошелся с его дочерью, не вступив с ней в брак, и благополучно передал ее отцу, боясь, что если от нее родится ребенок, то он станет соучастником в правлении.
Затем Кубад вернулся в Азербайджан и Ирак, а хакан – в свой вилайат».
Про строительство остальных ворот и магалов в «Дербенднаме» говорится, что в 115 году хиджры Пророка (733734 гг.) в Дербент пришел Абу Муслим. «Взяв с собой из Шамаи Джезира двадцать четыре тысячи человек, он распространил мусульманство в Дагестане с помощью воинской сабли, назначил тут стражников из разных мест и жалованье для них… Абу Муслим, придя в Дербент, восстановил и привел его в порядок, установил железные ворота и ушел. Когда он прибыл во второй раз, то разрушил постройку, известную под названием Сехрендж, которая была сделана раньше Ануширваном, и реставрировал башни Дербента. Для хранения казны и оружия он восстановил один огромный оружейный склад под названием Кайд и благоустроил его. Стену Кайда продолжил внутрь моря на сто пять локтей. Дал указание ремонтировать разрушенные места города и крепости… Построил одну большую Соборную мечеть для совершения пятничной молитвы и несколько магальных мечетей».
Абу Муслим разбил город на магалы. «Когда была построена Соборная мечеть, в нескольких местах в Дербенде построили хранилища для воды…
Затем решили построить еще несколько городских ворот. Одни называли Баб алмухаджир, вторые – Баб алмектуб, третьи – Баб алхумис, четвертые – Баб алкасир, пятые – Баб алджихад, шестые – Баб алалкама.
Седьмые ворота – Баб Кучук – открывались в сторону моря».
Упоминается в историческом труде и легендарный халиф из сказок «Тысячи и одной ночи» Харун альРашид. По версии «Дербенднаме», халиф, прибыв в Дербент, сделал многое для благоустройства города. Он провел арыки с водой, построил мельницы, повелел разбить очень много садов и огородов. Он дал повеление брать средства на расходы для ремонта арыка из доходов от земледелия и повелел, чтобы жители Дербента не платили мельничный сбор. В каждом квартале построил амбары и мечети. Дербент стал благоустроенным. Как гласит древняя рукопись, Харун альРашид собрал жителей Дербента, дал им наставление и после этого[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]