Приключения кизлярца в Томбукту
Возникший на перекрестке караванных путей в Мали город Томбукту, окруженный песками Сахары, издавна был известен своими несметными богатствами, его называли Жемчужиной Мали, о нем слагали легенды.
Этот африканский «золотой город» манил европейских купцов, однако путь туда для них был закрыт.
И вот в 1824 году Географическое общество в Париже опубликовало сообщение, что назначается премия, которая будет выдана первому путешественнику, французу или иностранцу, посетившему Томбукту. По прошествии четырех лет премия эта была присуждена Рене Кайе – как считалось тогда, первому европейцу, побывавшему в Томбукту, переодевшись арабом. Кайе был награжден орденом Почетного легиона, а описание его путешествия вышло отдельной книгой.
Однако еще раньше описываемых событий в «Королевской газете» Золотого Берега (в выпусках от 31 декабря 1822 г. и от 7 января 1823 г.) был опубликован рассказ о путешествии некоего Варги, уроженца г. Кизляра Астраханской губернии, который, как он поведал, побывал в Томбукту раньше Рене Кайе – предположительно в 1821 году. Варги после долгих странствий на Востоке отправился в Африку, посетил Кано, Кацину, Замфару, Зарию, оттуда направился в Томбукту, затем в Дженне и Конг, и наконец, попал в Кейп Кост Касл.
Прибывший в Кейп Кост Касл путешественник был опрошен представителями гражданской службы Золотого Берега и рассказал, что его зовут Варги и что он уроженец города Кизляра Астраханской губернии. Англичане, плохо понимая его сообщения, решили, что перед ними татарин из какой-то орды в предгорьях Кавказа. Однако Варги, рассказывая о своих странствиях, упоминает, что он сам не мусульманин. Следовательно, можно предположить, что он армянин, которых в Кизляре было много, и настоящее имя его Варген.
История его жизни и странствий удивительна. Варги рассказал, что не знает своего возраста, но полагает, что ему теперь около 70 лет. Когда ему было около 15 лет, разразилась война между Россией и Портой, брат Варги взялся за оружие, а он сам должен был доставлять продовольствие в российские войска. Воюющие стороны сражались в местечке, которое он назвал Эбрег, в этой битве кизлярец был взят в плен. С поля боя он вместе с другими пленными был отправлен в Константинополь, а происходили все описываемые события в царствование султана Селима
(Селим III, 1789-1807 гг.). Варги стал рабом некоего Саладара, о котором он говорит как о человеке высокого ранга, и служил ему семь лет.
Со временем в Константинополе Варги стал важным купцом и по торговым делам совершал далекие путешествия по морю и по суше. Однажды он с несколькими верблюдами, нагруженными его собственными товарами, примкнул к большому каравану и проследовал из Константинополя до Маската, а затем в таинственную Индию. Главный товар, который он вез в Индию на продажу, была листовая медь, в обмен на которую он получил шелка и муслин. Побывал Варги и на Яве, посетил священный город Мекку, хотя не был сам мусульманином, описал, как верующие выполняли свои обряды. Он упомянул и другие торговые поездки в Сирию и Египет.
Однако самым значительным путешествием в его жизни стала поездка в Томбукту. Началась она из Истамбула (Константинополь) на турецком судне под командой армянина Абду с экипажем из 12 человек, который следовал в Аскандрию, а оттуда в Арабский Тараблис (Триполи). Затем Варги направился к Мурзуку вместе с караваном в 45 верблюдов. У него было три верблюда и двое слуг, его рабов. Один из верблюдов нес воду, другой – провиант, а третий – товары. От Мурзука до Кашны караван находился в пути 60 дней. В Кашне караван подвергся нападению разбойников, которых в то время было немало на караванных путях, в результате предприимчивый купец лишился большей части своего имущества. Так с некоторыми приключениями он добрался до Томбукту.
Томбукту, который увидел Варги, был большим городом, намного больше, чем Кейп Кост. Дома, построенные из глины по единому образцу, смотрелись гораздо лучше, чем в Кейп Косте. Дом, в котором поселился Варги, находился в центре города и принадлежал султану Мохаммеду, который имел семь домов, превосходящих жилища его подданных. Дом был оштукатурен известкой, имел двери и окна из досок. Жилища богатых людей в Томбукту были построены в том же роде, что и дома султана. Простые люди обитали в маленьких круглых хижинах, крытых соломой.
Варги встретился с султаном и описал его как толстого, плотного и красивого человека, имевшего бороду с проседью. По мнению купца, султан Мохаммед – миролюбивый, хороший человек, по вероисповеданию мусульманин, носит красивую одежду в магометанском стиле.
Увидел Варги и жен султана, которые, по его словам, носят исподнюю одежду, обертывая ткань вокруг тела, а другую – накинутую поверх, белого цвета, но нижняя иногда голубая, причем цветные ткани встречаются редко, преобладают белый и голубой цвета. На голове у них красуется нечто вроде красной шапочки, покрывающей только макушку, и к ней прикреплены золотые украшения или золотые позументы. Знатные дамы носят также на руках и на лодыжках серебряные украшения, а также золотые или серебряные серьги, серебряные цепочки на лбу, вокруг шеи и вокруг пояса. Серебро так высоко ценится в Томбукту, что оно идет по цене золота.
Заметил Варги и то, что султан имеет много мушкетов и бомбард, инкрустированных и украшенных серебром, а также некоторое число солдат. Многие знатные люди также имеют мушкеты, но они немногочисленны. Эти ружья используют для охоты на слонов, которая проходит следующим образом: охотники идут пешком на поиски стада, выжидают цель, и если выстрел не убивает наповал, охотник взбирается на дерево и наблюдает за животным. Раненые слоны иногда живут еще несколько дней.
Плавая по рекам рядом с Томбукту, купец увидел, что в реке Мазр в основном ловят мелкую рыбу, а в Бар-Ниле – разные виды рыб, и некоторые из них очень большие. Варги видел рыб величиной с восьмилетнего мальчика, но этих рыб не употребляют в пищу. В Бар-Ниле водятся также крупные животные (предположительно гиппопотамы), головы которых столь же велики, как головы слонов, а зубы чудовищ продают торговцам из Феса. Этих животных убивают особым копьем или гарпуном 10-12 футов длиной. Некоторые из простых людей едят их мясо. Около Томбукту обитает множество диких сов, а также и домашней птицы, в особенности уток. Там много крупного рогатого скота, коз, овец, немного лошадей.
Пищу местных жителей составляет домашняя птица, мясо крупного рогатого скота, коз и овец, а также рыба, которую готовят разными способами – варят, жарят и т. д. Жители города растирают зерно на камнях и делают из него нечто вроде хлеба; простые люди едят его с козьим молоком. Кизлярец отметил, что богатые горожане пользуются ложками и вилками из золота, серебра, а также из железа. В то же время простой народ ест пальцами из деревянных мисок.
Пообщался Варги и со своими коллегами – купцами. Он заметил, что у купцов в Томбукту имеются при домах особые помещения, или склады, в которых товары сложены в ящиках. Отрезы ткани они развешивают в ряд, выставляя их напоказ, напротив двери. Значительную часть доходов купцов составляет торговля рабами, цена мужчины раба, «если он красив», примерно равна 30 долларам, в противном случае – 16 долларам. Цена молодой женщины около 25 долларов. И хотя в Томбукту имелось много золота, денежной единицей служили в описываемое Варги время раковины каури. На них покупали продовольствие, однако в торговле с арабами не употребляли. Три тысячи каури равнялись стоимости одного доллара.
Кизлярец Варги оставался в Томбукту в течение пяти недель, все это время он жил в доме султана Мохаммеда, и тот обращался с ним, как отметил купец, «весьма милостиво». И еще важный момент: по заверениям Варги, он не слышал о другом белом человеке, который бы побывал когда-нибудь в Томбукту.
События, описываемые Варги, произошли около 200 лет назад, однако после распада империи Мали город пришел в упадок, был покинут жителями и занесен песками Сахары. Сегодня в разрушенный город ведет единственная дорога через пустыню, и тысячи туристов каждый год приезжают в Томбукту, чтобы лично увидеть все еще прекрасную Жемчужину Мали, прикоснуться к древней тайне.
По материалам сайта http://www.drevlit.ru