«Превосходство папахи над платком», или «В доме, где нет хозяйки, и бараката нет»
Дагестан является пестрым и наиболее сложным в этнокультурном отношении регионом, одним из самых многонациональных в мире, на его территории проживают множество народов, каждый со своей историей и самобытной культурой.
Однако у всех них есть общие черты, одна из них – главенствующая роль мужчины в обществе, в хозяйственной жизни, в семье и подчиненное, но отнюдь не униженное положение женщины. Мужчина всегда был защитником и добытчиком, а женщина – хранительницей очага и продолжательницей рода. Итак, рассмотрим вопрос о мужских и женских обязанностях в семье и обществе подробнее.
Мужчины в горах Дагестана и на плоскости выполняли, главным образом, трудоемкие виды работ: пахоту, сев, уборку урожая, сенокос, перевозку урожая, заготовку дров на зиму и т. д. Занимались они и домашними промыслами: изготовлением сельхозорудий, гончарным производством, обработкой дерева, металла, литейным производством, строительным делом и др. Отходничеством также занимались мужчины. Имуществом семьи имел право распоряжаться только ее глава – мужчина, даже приданым жены, исключая одежду, украшения и предметы домашнего обихода, ведал муж.
В отношении к жене и ее родителям мужчина должен быть учтивым, заботиться о них, защищать их честь, но не должен демонстрировать свою привязанность к жене и к ее родителям при посторонних. Несмотря на сложившееся мнение о том, что домашние заботы целиком ложатся на плечи женщины, горский этикет предписывал мужчине оберегать женщину и помогать ей. Так, например, если женщина колола дрова, то всякий проходящий мимо мужчина обязан был предложить свои услуги. Просьбу женщины о помощи мужчина выполнял беспрекословно. До 9–10 лет воспитанием мальчиков занималась мать. После этого возраста воспитание мальчиков входило в обязанность отца и дедушки, им поручалось выгонять скот на пастбище, пасти его в течение дня, перево-зить снопы, дрова; мальчики приобщались к различным мужским ремеслам в качестве помощников. Большое внимание уделялось воспитанию мужского достоинства. Оно предполагало не только умение обращаться с оружием и ездить на коне, но и вести себя в обществе, ведь услышать от мужчины скверное слово было позором, а если услышит еще и женщина, то об этом узнавал весь аул, и такого человека стыдили, если не наказывали. Юноши в семье воспитывались в духе «превосходства папахи над платком». Так уж сложилось на Кавказе, что мужчинам первым подают еду, застилают лучшую постель в лучшей комнате.
Уход жены считался позором для мужчины, оскорблением его чести. Для жителей многих аулов было неприемлемо присутствие женщины в качестве свидетельницы при разборе какого-нибудь дела. Позором считалось, если мужчина (даже при больной жене) ходил за водой к речке или к роднику.
В то же время по существующим нормам обычного права муж мог в любой момент дать жене развод.
Женщина должна была есть после мужчин, не имела права сидеть с гостями-мужчинами, идти по аулу впереди мужа, перебивать в разговоре мужчину, а также показаться без платка.
Однако взрослая женщина как глава семьи пользовалась заслуженным авторитетом, распоряжалась и руководила женской половиной семьи. «Дом без женщины сиротлив», «Женщина – опора семьи», «Нет ничего на свете лучше хорошей жены», «В доме, где нет хозяйки, бараката нет», – так гласит народная мудрость. Жена была советчицей мужа, распорядительницей и управляла делами по хозяйству семьи.
Женщины изготовляли войлок, ткали, сушили шелк, шили одежду и из войлока сапоги, готовили кизяк на зиму, носили солому на спине, а также камни для возделывания построек к жилищу. В некоторых селах они ходили в лес за дровами. Объем работы женщины зависел от формы и величины хозяйства семьи, от наличия рабочих рук в семье. Старшая женщина в семье распределяла работу по дому: какой из снох поить и кормить скот, какой носить воду и печь хлеб, а какой готовить ужин и заниматься стиркой, уборкой, шить одежду и заготавливать кизяк на зиму. Женщинам приходилось изготавливать домашним способом шерстяное одеяло, сукно, шаль, покрывало, носки, ковры, паласы, хурджины. Мать, сумевшая вырастить хороших детей, пользовалась уважением в обществе. К старости ее ждали внимание и почет со стороны детей.
Женщина должна быть доброжелательна к людям, любящей и заботливой матерью, опорой мужу, оберегать себя от пороков, не завидовать другим, не поддаваться плохим помыслам, не быть жадной. Она не должна показывать посторонним печаль, демонстрировать добро, мягкость, уважение и нежность. Эти качества прививались девочкам с раннего возраста. Девочка с ранних лет была помощницей матери в уходе за младшими детьми в семье. Ее обязанностью являлось ношение воды, участие в приготовлении пищи, чистка металлической посуды, причем делалось это публично, чтобы все окружающие видели, какая умелая и чистоплотная девочка растет в семье. «Девушка без приличия и красоты, что еда без соли», «Хорошего коня по походке узнают, хорошую жену – по глазам, хорошего парня – по делам, хорошую девушку – по поведению», – так говорили люди.
Положение женщины-дагестанки в семье укреплялось после рождения ребенка, особенно после рождения сына.
Среди женщин, так же, как среди мужчин, существовало строгое разделение труда. Приготовление завтрака и ужина считалось функцией первой помощницы хозяйки дома, обычно старшей снохи. Печь хлеб для семьи также было делом опытной женщины, особенно в зимний период. Доить коров, перерабатывать молочные продукты, носить воду из родника, убирать дом и двор поручалось молодым невесткам. За детьми ухаживали как сами матери, так и пожилые, опытные женщины. Молодые девушки должны были во всем помогать старшим, работать под их наблюдением.
В большой семье особенно тяжелым было положение самой молодой снохи, которая должна была всем угождать. Глава женской половины, а иногда и старшие снохи поручали ей непосильную работу, испытывая ее умение и выносливость. Она не имела права сидеть при старших, оставаться без дела, отлучаться в свою комнату, когда приходили гости, не могла участвовать в разговоре, если ее не спрашивали, а когда спрашивали, была обязана отвечать кратко.
Молодая женщина должна была вставать раньше всех и ложиться позже всех, чтобы утром до пробуждения семьи убрать двор и отправить скот на пастбище, а вечером постелить всем постель, закрыть ворота, двери и т. д. Такое положение сохранялось до появления в доме новой снохи. Если у невестки не было ребенка, она не могла пользоваться доверием членов семьи. Муж мог развестись с ней или взять вторую жену.
Женщины общались друг с другом у родников, хлебной печи, на мельнице, на всевозможных сборищах, на свадьбах и т. д. Принято было, например, подругам ходить по воду вместе. Набрав воды в кувшины, женщины порой часами вели у родника беседу, обменивались новостями, советовались по вопросам ведения домашнего хозяйства, а иногда и просто сплетничали. Впрочем, как и сейчас, разве что к роднику за водой современные женщины почти не ходят.