Махачкала

Преобразования и инновации- современный подход к качественному обучению

18:49  04.10.18
0
27

Дагестанский государственный медицинский университет более 85 лет является вузом инновационного типа с развитой ресурсной базой и инфраструктурой, большим кадровым и научным потенциалом и комплексом образовательных программ последнего поколения, позволяющих осуществлять подготовку высокообразованныхи профессиональных специалистов.

Об этом и многом другом узнала корреспондент журнала «Проджи» из беседы с ректором ДГМУ, доктором медицинских наук, профессором Сулейманом Маммаевым. Дагестанский государственный медицинский университет был создан в 1932 году. В настоящее время в вузе обучается более 5 тыс. студентов, среди которых порядка 200 иностранных граждан из 12 стран. В университете работает более 700 преподавателей, в том числе 66 профессоров, 179 доцентов, 418 кандидатов медицинских наук, 116 докторов медицинских наук. В ДГМУ 5 факультетов (лечебный, педиатрический, стоматологический, фармацевтический и медико­профилактический), широкая сеть клинических баз всех профилей (более 40), а также более 75 кафедр.
– Сулейман Нураттинович, в прошлом году вуз отпраздновал свой 85­-летний юбилей. При подготовке к юбилейным торжествам была проделана большая работа. Что наиболее значимое вы могли бы выделить?
– Юбилейные мероприятия прошли на достаточно высоком уровне. К нам приехала директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения России Татьяна Семенова. Это говорит о том, что интерес к вузу растет. Министерство здравоохранения России отмечает положительные изменения, которые происходят в вузе. В результате капитального ремонта был открыт обновленный спорткомплекс университета – один из крупнейших спортивных залов среди вузов СКФО. Прошел всероссийский научно-­образовательный форум «Физкультура и спорт – вторая профессия врача». На новой площадке спорткомплекса состоялся турнир по волейболу памяти мастера спорта СССР международного класса Хасрата Магомедова, где встретились команды ДГМУ, ДГУ, ДГПУ, ДГТУ, ДагГАУ, ДГУНХ и Ставропольского государственного медицинского университета. Также прошли соревнования по армспорту, гиревому спорту, дартсу, перетягиванию каната и сеансу одновременной игры в шахматы.
Завершен капитальный ремонт научной библиотеки университета. Здесь мы оборудовали помещение для электронной библиотеки, закуплены абонементы на электронные ресурсы, в частности «Консультант врача», «Консультант студента» и другие. Оборудовали отдельную комнату для преподавателей, комфортный читальный зал. Большой интерес у студентов вызвало открытие Музея истории ДГМУ. На небольшой территории мы постарались охватить все вехи развития Даггосмедуниверситета с 1932 года.
– Знаю, что вы открыли научно­-образовательный центр, внедряете виртуальную операционную, где студенты в стенах вуза смогут получать опыт. Как проходит обучение?
– Да, вы правы. Мы большое внимание уделяем практико­ориентированному обучению. Это и требование Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования последнего поколения. Здесь у нас более чем на 1,5 тыс. кв. метров расположено симуляционное оборудование российского и иностранного производства, где студенты с 1 по 6 курс, ординаторы, врачи, проходящие переподготовку, отрабатывают свои практические навыки.
Коллектив вуза нацелен на превращение его в крупный научно-­инновационный образовательный центр. Совершенствуется концепция непрерывного медицинского образования на последипломном уровне, внедряются новые образовательные технологии. Вуз делает многое, чтобы войти в мировое образовательное пространство, подписано более двух десятков договоров с ведущими российскими и международными высшими учебными заведениями.
– ДГМУ тесно взаимодействует с коллегами из других стран. Расскажите подробнее об этом направлении.
– Налаженная работа с коллегами из других стран позволяет делиться опытом не только на уровне преподавателей, но и обмениваться студентами. Заключены договоры о сотрудничестве с зарубежными вузами, такими, как Витебский медицинский университет, Минский медуниверситет, Казахский и Киргизский медицинские вузы, Азербайжанский медицинский университет, налаживается связь с коллегами из Кубы, развивается сотрудничество с ведущими китайскими, а также российскими вузами. В прошлом году мы проводили совместную конференцию с китайскими коллегами, наш молодой ученый в свою очередь принимал участие в конференции в Харбине, где занял первое место в своей секции. Если помните, раньше иностранный студент должен был выучить русский язык, а затем мог приступить к обучению. Введение англоязычного обучения, позволило в два раза увеличить приток иностранных студентов. Немаловажное значение имеют и социально­-бытовые факторы. Желающих учиться у нас немало, но пока мы не можем принять их всех. В 2016 году был капитально отремонтирован один блок общежития для иностранных студентов. В этом году планируется отремонтировать второй блок. С введением в эксплуатацию этого блока у нас появится возможность еще больше увеличить количество иностранных студентов. У нас учатся как представители ближнего зарубежья, так и граждане дальнего зарубежья (Индия, страны Африки и другие). Что касается академической мобильности, то мы направляем студентов для прохождения практики в иностранные вузы. В прошлом году наши студенты побывали в Хорватии, Азербайджане, Белоруссии (Витебск), к нам приехали для прохождения практики по хирургии студенты из Киргизии. В этом году наши студенты собираются отправиться для прохождения практики в Германию, Англию, Хорватию.
– Молодежной политике сегодня уделяется большое внимание. Что делается в ДГМУ в этом направлении?
– Молодежь – наше будущее. Последние 4 года я активно работаю с молодежью нашего вуза, и отношения у нас складываются самые хорошие. Это должно сохраниться и дальше, ведь если не опираться на молодежь, у нового руководства вуза ничего не получится. Но и молодежь должна понимать, что сначала обучение, а потом уже – остальное. Мы во главу угла ставим обучение, в медицинском вузе не должно быть слабых студентов. Мне иногда говорят, что наши активисты не всегда хорошо учатся, но я так не считаю, и так быть не должно. В ваши ряды должна вливаться наиболее сильная молодежь. Наша основная задача – чтобы наша молодежь была активной во всех отношениях. Новое руководство университета старается всячески поддерживать начинания наших обучающихся, и мы видим, что это дает свои плоды. К примеру, буквально несколько дней назад наши студенты заняли III место на I Всероссийской олимпиаде по гигиене и эпидемиологии, которая прошла на базе Уральского медицинского университета. Олимпиада прошла в рамках III Международной научно-­практической конференции молодых ученых и студентов «Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения», которая состоялась в Екатеринбурге 3–5 апреля 2018 года. Дагестанский государственный университет представляли студентки медико­профилактического факультета Х. Абдуразакова, А. Абасова и С. Абакарова. Представители ДГМУ продемонстрировали на олимпиаде все знания и умения, которые приобрели за годы обучения в университете, показали достаточно серьезный уровень практической и теоретической подготовки. Кроме того, команда медицинского колледжа ДГМУ «Надежда» заняла 1 место в международном чемпионате профессионального мастерства «Территория неотложной помощи» среди студентов профессиональных образовательных организаций, который прошел 5 апреля 2018 года в Омске. В напряженной борьбе, находясь на лидирующих позициях всех этапов конкурса, высокий уровень своего профессионального мастерства и качественную подготовку в сфере теоретических и практических основ неотложной помощи показали студенты Медицинского колледжа ФГБОУВО ДГМУ Минздрава России. Кроме того, достойно показали себя наши студенты – Студенческий спасательный отряд ДГМУ «Снежный барс» в этом году на III Международной практической олимпиаде, которая прошла в Курском государственном медицинском университете. В ходе этой олимпиады в первый день олимпиады все команды проходили 5 этапов:
1. Палата интенсивной терапии и реанимации.
2. Скорая медицинская помощь.
3. Поликлинический прием терапевта.
4. Сестринское дело.
5. Оказание медицинской помощи в зоне ЧС.
Во второй день олимпиады состоялся этап «Массового ЧС». В этот этап прошли 10 лучших команд, выполнявшие роль врачей-спасателей, а команды, которые не смогли попасть в десятку лидеров в первый день, играли роль пострадавших. Сам этап включал в себя легенду, согласно которой военные случайно нанесли авиаудар по большой многопрофильной больнице: более 120 пострадавших в результате обрушения здания, 20 заблокированных врачей в помещениях больницы и 20 врачей-спасателей прибыли на помощь с 15 военными в зону ЧС. Надо было всех отсортировать, оказать первую помощь, транспортировать и лечить во временно организованном на госпитале. На этой олимпиаде наши ребята заняли III место. Эта же команда заняла II место на Международной олимпиаде, которая прошла в Казанском федеральном университете в октябре 2017 года.
Мы стараемся направлять студентов на все проводимые мероприятия в вузах России – по хирургии, по первой помощи, акушерству и гинекологии, педиатрии и т.д. Мы видим, что студенты почувствовали поддержку руководства вуза и уже есть отдача.
Молодежная наука набирает обороты. Хочу отметить, что в Международной эстафете “Вузовская наука. Инновации”, которая проходила в феврале 2018 года в Первом Московском государственном медицинском университете им. И.М. Сеченова, наш вуз вошел в ТОП-5 вузов по количеству поданных проектов – 26. Всего в эстафете принимали участие все 46 медицинских и фармацевтических вузов, подведомственных Минздраву России.
Говоря о молодежной науке, хочу отметить, что второй год подряд в нашем университете проводится Всероссийский форум молодых ученых «Единство». С каждым годом количество участников увеличивается и расширяется направленность данного проекта. В этом году участниками форума стали представители многих медицинских вузов Российской Федерации (Москва, Казань, Ставрополь, Владикавказ, Пятигорск) и зарубежья (Индия, Таджикистан). В рамках форума прошли: Всеросийский конкурс молодежных научно-­исследовательских проектов с международным участием; выставка инноваций; пленарное заседание «Врач XXI века».
Целью Форума является выявление и поддержка представителей талантливой молодежи, интеграция и создание условий для раскрытия их творческих способностей, повышение активности в научной и инновационной деятельности. Еще нужно отметить, что буквально через месяц мы планируем открыть лабораторию, работающую по методу полимеразно­цепной реакции (ПЦР). Одной из перспективных позиций является создание персонализированной медицины. Генетические исследования в этой лаборатории позволят индивидуально подбирать лекарства, изучать генетическую карту каждого пациента, дадут определенную возможность прогнозировать возможные болезни. Мы планируем изучать здесь генетическую направленность, проводить фундаментальные исследования по региону, народностям Дагестана, изучать их этнические особенности, переносимость пациентом определенных препаратов в зависимости от генетических особенностей. Для проведения этих исследований планируется активно привлекать гранты. Необходимые кадры для работы в новой лаборатории имеются. Сейчас завершается подготовка помещения, завозится оборудование.
У нас серьезное отношение и к воспитательной работе. В прошлом году мы объединили все молодежные организации университета – Комитет по делам молодежи, Студенческий сектор профкома, Волонтерский центр, Студенческое научное общество – в Объединенный совет обучающихся, по типу нашего Ученого совета. Студенты раз в месяц проводят заседания, на которых обсуждают наиболее актуальные вопросы, в потом эти предложения они приносят мне или выносят на Ученый совет ДГМУ.
У нас достаточно сильно развита и волонтерская деятельность. Наши студенты активно посещают различные детские учреждения, дома престарелых и т.д. Все мы в той или иной степени должны заниматься волонтерской деятельностью. Медики всегда были активны, и сейчас нам нужно продолжить эту работу. Волонтеры ­медики оказывают помощь лечебно-­профилактическим учреждениям, в том числе санитарами, помощниками, медсестрами. Таким образом, они повышают и свой профессиональный статус. Следующее направление – это просвещение или санпросветработа. Они пропагандируют, в том числе и своим примером, здоровый образ жизни, рассказывают о профилактике социально значимых заболеваний и помогают социально незащищенным людям. Немаловажное направление в нашей работе под названием «Вуз – здоровый образ жизни». Много внимания уделяется сегодня развитию здоровьесберегающей среды в вузах.
Еще одно направление для волонтеров ­медиков – обучение, чтение лекций на актуальные темы по профилактике различных заболеваний. К примеру, некоторые наши студенты, в частности, члены Студенческого спасательного отряда «Снежный барс» обучают учителей школ, воспитателей детских садов оказанию первой помощи. С февраля по сегодняшний день в стенах нашего вуза уже прошли такое обучение порядка 500 учителей и воспитателей Дагестана.
В 2017 году впервые в нашем вузе также создана газета обучающихся ДГМУ «Альма матер», в которой публикуются материалы, подготовленные студентами университета, отражается жизнь вуза. То есть молодежь у нас достаточно активна, и мы видим ощутимые результаты. Активно реализует наш вуз и социальные проекты. В частности, был открыт профилактический стоматологический кабинет в лицее № 22 г. Махачкалы. Открытие этого кабинета преследует несколько целей. Мы понимаем, что обучение в медицинском вузе должно быть в том числе и пациенто-ориентированным. Но, к сожалению, в стоматологическом направлении нашему университету не хватает клинических баз. В Махачкале мало стоматологических, в частности детских, поликлиник и кабинетов. Альтернативой им и призван стать наш стоматологический кабинет, который мы сегодня открываем. Здесь наши сотрудники и студенты будут оказывать стоматологическую помощь, в том числе проводить и профилактические мероприятия полости рта учащихся данной школы. Это одна из основных целей нашего университета.
Вторая, не менее важная цель – профориентационная работа. В ДГМУ поступает немало выпускников данного лицея. В этом кабинете будущие стоматологи смогут познакомиться с передовыми технологиями и увидеть, в каких условиях сегодня работают врачи. Третье направление – в Минздраве России и нашей республики разрабатывается проект «Здоровое поколение». Все начинается с детского сада, со школы. А там, где здоровые зубы, в моем понимании, там и здоровый человек. Диспансеризация и профосмотры, которые будут проводиться нашими сотрудниками, помогут создать в этой школе здоровьесберегающую среду. Кроме того,
14 марта на здании ДГМУ на главной площади Махачкалы был установлен первый в Дагестане автоматический наружный дефибриллятор. Это электронное оборудование, которое помогает восстановить работу сердца при его внезапной остановке. По статистике Всемирной организации здравоохранения, еженедельно в мире у около 200 тысяч человек внезапно останавливается сердце. В 90% случаев наступает смерть на дому, на работе до оказания медицинской помощи. Это говорит о том, что население не информировано о возможности оказания помощи в течение 5–7 минут, и что это может привести к восстановлению работы сердца. Внезапная остановка сердца может возникнуть и в местах большого скопления людей – на вокзалах, в аэропортах, на стадионах, поэтому подобные устройства должны быть расположены в таких местах. Поскольку на главной площади Махачкалы нередко проходят массовые мероприятия, у нас возникла идея установить первый АНД именно здесь. Установленный дефибриллятор мы подключаем к системе ГЛОНАСС, и с помощью приложения на мобильном телефоне каждый гость и житель столицы сможет увидеть место его расположение.

18:49  04.10.18
0
27

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *