Петровск торговый
Порт–Петровск во второй половине XIX века был типичным южнорусским провинциальным городом. Своеобразие ему придавало наличие морского порта и железной дороги, которые связывали Петровск с другими регионами России и зарубежьем.
Население Петровска с момента его основания отличалось многонациональным и поликонфессиональным составом. Как и во всяком портовом городе, в Петровске было множество торгового люда, а как следствие – лавок, магазинов, трактиров и гостиниц. О городской торговле, гостиничном бизнесе и извозе нашим читателям рассказала Эльмира Муртузалиевна Далгат – доктор исторических наук, профессор, заведующая отделом новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН.
Лавки, духаны и базары
Во второй половине XIX века в Петровске бурно развивалась торговля. Для занятия ею требовалось получить документы, дающие на это право. Существовали льготные торговые свидетельства, другие требовалось выкупить. Торговые свидетельства были разных разрядов: на мелочный торг, на лавочный, на купеческий. Документы выдавались на разные сроки: полгода, год. Свою состоятельность купцы подтверждали ежегодной покупкой гербовых марок на сумму, соответствующую их гильдии.
Петровские горожане активно продавали и покупали. В конце 70-х годов XIX века в городе было много торговых заведений, в том числе 88 лавок и 6 магазинов. Их владельцами были петровские жители, а также жители других городов Дагестанской области, Кавказа, персы, турки. В этих заведениях торговали мануфактурой, галантереей, колониальным товаром, посудой, продуктами питания, скобяным товаром и т.д.
В Порт-Петровске была развита и система общественного питания. В городе имелось множество заведений такого рода. Был 31 духан (небольшой ресторан с продажей вин), 6 трактиров (там можно было и поесть, и получить ночлег), 7 ренсковых погребов (продавали виноградные вина, от старинного названия всякого виноградного вина – «ренское» – рейнское). А также 2 винных погреба, 1 харчевня, 5 пурен (небольшое предприятие по выпечке и продаже хлеба), 1 булочная, 5 кебавных (готовили и продавали кебабы), 2 пивных. А при Благородном собрании работал буфет, который содержал пензенский крестьянин Ибадий Лякин. Была и аптека, хозяином которой, как и в Темир-Хан-Шуре, был провизор Константин Антонович Фрозе.
Хозяевами кебавных были перс и азербайджанцы, которых тогда именовали татарами. Хлеб в пурнях пекли два турка, перс, татарин и армянин. Трактиры содержали петровские жители, перс и житель Тифлиса. Владельцами 6 магазинов были два жителя самого города, три темирханшуринца и житель города Шуша. Треть духанов содержали горожане, хозяевами остальных были в основном жители грузинских и азербайджанских городов.
Кроме магазинов и лавок, в городе было три базара. Оптовый рынок располагался в районе пересечения нынешних проспектов Р. Гамзатова и Гамидова, там велась торговля крупными партиями, продавали сельхозпродукты, тюки с хлопком, дрова, которые горожане покупали оптом и складывали во дворах. Рубщики ходили по дворам и кричали «Дрова рубим», они были в основном русскими. Второй базар был на площади перед Александро-Невским собором. Здесь специализировались на торговле молочными продуктами, сметаной, творогом, различными видами сыров. Продукцию привозили из окрестных сел и даже из Губдена. Позже он был перенесен на место современного 2-го рынка. Третий же находился там, где ныне располагается Родопский бульвар. Тут в основном продавали различные экзотические фрукты и зелень к столу. Базары были, без преувеличения, центрами жизни горожан, где можно было купить не только продукты питания, но и одежду, обувь, ткани, ковры, ремесленные изделия и многое другое. Товары привозили из всех районов Дагестана, но большая часть доставлялась по железной дороге из Терской области и центральных губерний России.
Тяжелые предметы переносили грузчики-амбалы со специальным устройством из дощечек и ремней на спине, которое называлось «седло» и позволяло им переносить крупногабаритные грузы, к примеру, мешки с хлопком и даже рояли. Они были, как правило, персы.
Гостиницы и городской транспорт
Особое место в городской экономике занимал гостиничный бизнес. Количество проезжающих через город чиновников, военных, купцов и прочего люда, склонного к перемене мест, в середине и конце XIX века было довольно значительным. Крышу над головой им предоставляли трактиры и гостиницы. А их в Петровске было достаточно. Гостиницы обычно располагались на центральных улицах. В начале XX века на улице Барятинской (ул. Буйнакского) находилась гостиница «Европа», принадлежащая петровскому мещанину Виссариону Довлетуане. Здание это сохранилось до сих пор, находится рядом с кинотеатром «Дружба», дом №4. Тут же располагалась и гостиница «Маркс», хозяином которой был швейцарский подданный Куприян Маркс.
На Набережной улице (ул. Пушкина), которая проходила рядом с рынком и Городским садом (Родопский бульвар) было также много заведений подобного рода. К примеру, в доме Межембовского была гостиница «Россия» Ильи Лекенцева, гостиница «Лондон» Ивана Шарошидзе, дворянина Кутаисской губернии. Гостиница «Биржа» в доме Туманьянца на этой же улице тоже принадлежала жителю Кутаисской губернии Селивану Коитридзе, там же располагались в доме Лопухиной гостиница «Харьков» Семена Болдырева и гостиница «Москва», принадлежащая жителю Тавриза Николаю Амбарцумову. На улице Старобазарной были гостиницы «Дагестан» Иона Рюмина и «Керчь» Семена Тавдарова из Сигнаха. Гостиница «Эрмитаж» на Инженерной принадлежала Ивану Чижову. На Новом базаре мещанин Акулин Дмитриев в собственном доме открыл гостиницу «Воронеж», а кутаисский житель Николай Коизопулло содержал гостиницу «Коммерческая» в Артиллерийском переулке.
Экономический подъем Петровска и рост городского населения послужили причиной развития системы городского транспорта. Частный извоз был делом прибыльным, хотя и довольно хлопотным. Извозным промыслом занимались преимущественно коренные жители города, а также крестьяне из окрестных селений. Извоз делился на ломовой и легковой. Ломовые извозчики перевозили грузы в городе и между Петровском и Темир-Хан-Шурой. Для перевозки использовали повозки, в которые запрягали по одной лошади, и арбы, которые везли по паре волов.
Легковые извозчики перевозили пассажиров. Для перевозки пассажиров они использовали фаэтоны – легкие четырехколесные экипажи с откидным верхом. Кроме откидного кожаного верха, в фаэтоне находился фартук из кожи, который защищал седоков от ветра и дождя. Фаэтоны были двухместными. Но в их конструкции предусматривалась откидная скамеечка для третьего пассажира, который сидел спиной к извозчику. Междугородные перевозки осуществлялись на ландо. Это были четырехместные кареты с откидным верхом, приспособленные для путешествий на большие расстояния. Для извозчиков каждого города предусматривалась своя специальная форма одежды. По данным «Обзоров Дагестанской области», в Петровске в 1902 году было 75 легковых и 120 ломовых извозчиков.
Таким образом, благодаря наличию морского порта и железной дороги Петровск быстро занял лидирующее положение среди городов Дагестана, что, безусловно, придало импульс развитию городской торговли и транспорта.