Первые школы в Дагестане
Несколько лет назад в столице Дагестана – городе Махачкале – в живописном парке у озера Ак–Гель был открыт памятник–мемориал русской учительнице. Это выражение благодарности тем русским просветителям, которые способствовали приобщению народов Дагестана к мировой культуре, внесли огромный вклад в духовное, культурное развитие республики.
В 90-е гг. XIX – начале XX века в России существенно ускорился процесс индустриального роста, происходило дальнейшее развитие капитализма, который охватывал новые районы, в том числе и национальные, и все больше вовлекал их население в общеимперские социальные процессы.
Первое светское учебное заведение в Дагестане – Дербентское уездное училище – открылось в 1837 г., а к концу XIX века в Дагестанской области насчитывалось всего 26 светских русских школ. Средних школ было две – реальное училище и женская гимназия – в областном центре Темир-Хан-Шуре. Во всех 26 школах области обучалось 1896 детей, из них 495 девочек. В сельской местности Дагестана, где проживало около 95% населения, обучением было охвачено всего 493 ребенка, из них 25 девочек.
В конце XIX и начале XX веков происходило некоторое расширение сети школ, финансируемых за счет государственной казны. Так, с 1899-го по 1906 год число школ в Дагестане удвоилось, а с 1907-го по 1911 год школьная сеть в области пополнилась только двумя школами.
Архивные документы свидетельствуют о том, что дагестанцы проявляли большой интерес к светской школе, образованию. Об этом говорят как многочисленные ходатайства жителей в адрес областной администрации и дирекции учебных заведений, рапорты начальников округов губернатору Дагестана, так и докладные записки должностных лиц дирекции народных училищ Бакинской губернии Дагестанской области.
В конце XIX – самом начале XX в. в общеобразовательных школах Дагестанской области было мало учителей – выходцев из местных народностей. Основной костяк педагогического корпуса общеобразовательной школы составляли русские, русскоязычные учителя. Преобладали они и в сельских школах.
Учителя сельских школ сталкивались с большими трудностями. Их заработная плата была низкой. В 1916 г. из 229 учителей, работавших в начальных училищах области, 136 получали менее 200 рублей в год. Попечитель Кавказского учебного округа признавал недостаточным жалование, которое получали учителя дагестанских одноклассных и двухклассных училищ, так как жизнь здесь, по его словам, была «дорогой и полной лишений». Для приезжего русского учителя к материальным трудностям прибавлялись еще проблемы общения с местным населением, завоевания его доверия к себе и к русской школе.
Для Дагестана, где до присоединения к России не существовало светской школы, русские школы сыграли объективно-прогрессивную роль. Несмотря на ограниченность учебных программ в этих школах, дети горцев усваивали русскую грамоту, русский язык, служившие основным средством приобщения местного населения к передовой русской и мировой культуре. Во всех городских и многих сельских школах Дагестана имелись библиотеки. По данным отчета попечителя Кавказского учебного округа за 1914 год, в школьных библиотеках Дагестанской области насчитывалось около 55 тыс. томов. В гимназиях и реальных училищах функционировали ученические и фундаментальные библиотеки. Ряд школ Дагестана имел приусадебные участки, где учащиеся проводили практические занятия по садоводству, огородничеству, пчеловодству, в некоторых школах имелись ремесленные отделения.
В городских училищах, гимназиях и реальных училищах уровень профессиональной подготовки преподавателей был достаточно высоким. Так, Темирханшуринское реальное училище располагало высококвалифицированным педагогическим коллективом: основные учебные дисциплины преподавались педагогами, имеющими высшее образование, а некоторые из них являлись авторами учебников и учебных пособий. Много лет в училище историю и географию преподавал известный историк Е. Козубский, автор многочисленных трудов по истории, этнографии Дагестана и специальных работ по истории образования в крае. С конца 90-х гг. XIX в. до 1911 г. Е. Козубский совмещал плодотворную преподавательскую и научную работу с должностью секретаря Дагестанского областного статистического комитета.
Многие педагоги, в частности, учителя русской и других национальностей, прививали своим питомцам и взрослому населению более совершенные приемы возделывания сельскохозяйственных культур, обучали пчеловодческому делу, внедряли в Дагестане ранее не культивировавшиеся виды плодовых деревьев, отчасти винограда, огородных культур. Многое в этом направлении сделал замечательный педагог А. Скрабе, который приехал в Дагестан в 1901 г. и в течение 50 лет, до конца своей жизни, работал в различных учебных заведениях области и республики. Педагогическую деятельность А. Скрабе начал в Карабудахкентском начальном училище Темирханшуринского округа. В Карабудахкенте на пришкольном участке А. Скрабе вместе со своими учениками посадил фруктовые деревья, виноград, выращивал огородные культуры, цветы. Школа завела свою пасеку. На примере маленького школьного хозяйства учитель старался показать населению выгоды основанного на достижениях сельскохозяйственной науки и практики земледелия и садоводства, привить ему доступные агрономические знания.
По воспоминаниям жены педагога Н. Скрабе, «жители Карабудахкента с необыкновенным любопытством рассматривали на школьном огороде помидоры, огурцы, капусту. А в последующие годы они и сами стали выращивать овощи на своих огородах».
В 1907 г. А. Скрабе был переведен на работу в Ишкартинское двухклассное начальное училище того же Темирханшуринского округа. Здесь он усердно продолжал начатое в Карабудахкенте дело пропаганды и обучения школьников и населения культурному полеводству, садоводству и пчеловодству.
В 1906 году, проработав 6 лет в Ставропольской гимназии, где училась и большая группа дагестанцев, переехал в Дагестанскую область и стал учителем Петровской мужской гимназии выпускник Нежинского историко-филологического института П. Егоров. Вскоре он начал преподавать историю и педагогику на педагогических курсах Петровска и в педагогическом классе Петровской женской гимназии. В общеобразовательных школах и специальных учебных заведениях Дагестана П. Егоров проработал 53 года. В числе его учеников – Л. Астафьева, ставшая известным педагогом, заслуженным учителем школы РСФСР, ученики мужской гимназии, впоследствии известные ученые-медики: профессор М. Кажлаев, доцент С. Алибеков и другие. П. Егоров активно участвовал в общественной жизни города: распространял педагогические знания среди родителей, занимался благотворительной деятельностью, собирая средства в помощь малоимущим ученикам, был одним из организаторов хорового кружка в гимназии.
Русская школа, демократическая русская (русскоязычная) педагогическая интеллигенция сыграли большую роль в формировании и развитии передовой общественной мысли в Дагестане.
Фотография предоставлена
Музеем истории города Махачкалы