Открытый Дагестан
[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]
Сегодня туризм в Дагестане является одним из наиболее перспективных направлений экономики.
[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]На недавно прошедшем международном туристском форуме «Открытый Дагестан 2014» (OPEN DAGESTAN 2014) были обозначены наиболее важные направления, необходимые для развития туризма в республике.
Об итогах форума мы побеседовали с заместителем председателя Комитета по туризму Республики Дагестан Муслимат Халимбековой.
– Почему «Открытый Дагестан»?
– Форум нацелен на продвижение имиджа Дагестана как гостеприимного и радушного региона, который привлекал значительные туристские потоки в республику в советские времена. Мы должны преодолеть ситуацию, когда негативная подача региона, зачастую предвзятая, заполняет информационное пространство и, как показывает мониторинг, сегодня является решающим сдерживающим фактором для привлечения в республику туристов. Должна заметить, что даже в этой ситуации есть устойчивый рост въездного туризма в республику (в прошедшем 2013 году он составил около 13%). Но мы понимаем, что этого недостаточно для Дагестана с его уникальными туристско-рекреационными возможностями. Задача состояла в том, чтобы показать и доказать всем участникам, представителям регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья, что Дагестан не утратил своего гостеприимства, открытости, дружелюбия.
Помимо всего прочего, форум направлен на популяризацию и продвижение ценностей культуры, традиций, истории Дагестана, изучение и бережное отношение к своему краю, межкультурное взаимодействие, формирование здорового образа жизни, привлечение населения к занятиям спортом и туризмом.
– Каковы основные задачи и цели форума и реализованы ли они?
– Республика Дагестан ввиду совокупности уникальных природно-климатических, туристско-рекреационных и культурно-исторических факторов обладает мощным потенциалом для формирования конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса как приоритетного направления развития Республики Дагестан. Руководством республики, Комитетом, как ответственным органом, реализуется комплекс мероприятий, направленный на достижение этой цели. Одним из апробированных инструментов формирования позитивного туристского имиджа регионов является создание универсальной коммуникационной площадки для эффективной презентации туристско-рекреационного потенциала, выработки механизмов повышения его конкурентоспособности в современных условиях. В этом смысле радует, что, по мнению международных и российских участников и экспертов, Международный туристский форум «Открытый Дагестан 2014» состоялся и заявил о себе как значимая площадка для позиционирования туристского продукта республики, развития межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма и гостеприимства, повышения инвестиционной привлекательности Дагестана.
Мероприятие осуществлялось в рамках реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Точки роста», инвестиции и эффективное территориальное развитие» при поддержке Главы и Правительства Республики Дагестан, а также Министерства культуры Российской Федерации, Федерального агентства по туризму.
В работе форума в течение двух дней приняли участие более 3500 участников и гостей. Это представители туротрасли регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, федеральных и региональных органов власти в сфере туризма и оздоровления, органов местного самоуправления, экспертных сообществ, субъектов туристского бизнеса, вузов, федеральных и региональных СМИ. Активное участие на всех площадках форума приняли, помимо Дагестана, делегации Ингушетии, Чеченской Республики, Ставрополья, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии, Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, других регионов России, а также Белоруссии, Казахстана, Болгарии.
В рамках форума состоялась специализированная выставка туристской продукции, товаров и услуг, в которой приняли участие более 60 экспонентов по тематическим разделам «Активный туризм», «Детский и семейный отдых», «Этнокультурный туризм», «Агроэкотуризм», «Санатории, пансионаты, базы отдыха, туркомплексы (лечебно-оздоровительный туризм)», «Гостиницы, отели, кемпинги, рестораны, кафе», «Специализированные учебные заведения», «Информационные технологии в туризме», «Туристическое снаряжение», «Заповедники. Музеи», «Оборудование, инвентарь, технологии для ресторанов», «Сувенирная продукция» и др.
В рамках обширной деловой программы форума состоялись: панельная дискуссия «Стратегия развития туризма и рекреаций: региональные аспекты»; семинар-тренинг «Сельский туризм как основа развития муниципальных районных образований»; презентации инвестиционных проектов и туристских объектов Республики Дагестан; семинары и мастер-классы на актуальные темы в сфере гостиничного бизнеса и туриндустрии и т. д. Состоялись финальные мероприятия I Республиканского конкурса в области событийного туризма. Работали интерактивные площадки «Кулинарное шоу «Кавказская кухня», «Анимационная площадка». Прошли фестивали «Дербент на рубеже тысячелетий» (к 2000-летию г. Дербента) и рыболовного туризма «Рыбалка на Аграхане».
Подписан ряд соглашений о взаимодействии и сотрудничестве: с компанией Сита Менеджмент ООД (Республика Болгария), с Общественным объединением «Отдых в деревне» (Белоруссия), а также с рядом МО РД и общественных организаций в сфере туризма и гостеприимства.
– Каковы отличительные особенности данного форума?
– В соответствии с задачами, обозначенными Главой Республики Дагестан Р. Г. Абдулатиповым по развитию этнокультурного туризма на основе уникального культурно-исторического духовного и материального наследия народов Дагестана, созданию гостевых домов с элементами традиционного жизненного уклада дагестанцев, сельских усадеб и в целом по развитию туристской инфраструктуры в сельской местности, мы значительно расширили участие в работе форума муниципальных образований и, прежде всего, сельских. На специализированной выставке туристской продукции, товаров и услуг форума с яркими экспозициями, демонстрирующими этнокультурные, фольклорные традиции, народные промыслы, выставились 19 муниципальных образований.
Мы убеждены, что один из наиболее перспективных сегментов туризма для Дагестана – сельский туризм, или агроэкотуризм, на основе принципов устойчивого развития и кластерных подходов. Это направление интенсивно развивается во всем мире. А для Дагестана, где около 55% – жители сельских районов (тогда как в среднем по России это 27%), развитие этого сегмента может стать мощным инструментом сохранения и развития уникального дагестанского села, создания рабочих мест, развития малого и среднего предпринимательства, и, прежде всего, семейного бизнеса, сдерживания миграции, повышения качества жизни. Помимо экономических выгод, агроэкотуризм несет в себе и значительный гражданско-патриотический заряд, повышает национальное самосознание и чувство самоидентификации. Необходимые составляющие для развития этого сегмента есть: природно-климатические условия, культурно-историческое наследие, и, самое главное, человеческий потенциал. Не хватает знаний, современных технологий, системного, последовательного подхода и со стороны органов местного самоуправления, и со стороны руководителей туристских объектов в сельских районах, умения формировать и продвигать туристский продукт, который мог бы удовлетворить потребности и интерес гостей республики. Поэтому форум включал и специальные образовательные площадки. Для муниципалитетов был проведен семинар-тренинг «Сельский туризм как основа развития муниципальных районных образований» с привлечением российских и международных экспертов, из которых надо особо отметить председателя Правления Белорусского общественного объединения «Отдых в деревне» В.А. Клицунову. Для участников семинара разработаны инструктивно-методические материалы. В целом состоялся плодотворный мастер-класс на основе белорусского опыта, который сегодня признан одним из наиболее эффективных и успешных в мире и стал определяющим фактором в повышении качества жизни белорусских сельских жителей: количество агроэкоусадеб в этой стране растет стремительно: в 2006 году – 34 усадьбы, в 2009 – уже 884, а в 2014 – около 1900.
Мы надеемся, что подобный семинар, который показал алгоритм создания и развития субъектов агроэкотуризма в сельских районах (гостевые дома, сельские усадьбы, агроэкоусадьбы и т. д.), даст хороший импульс для развития этого сегмента в республике.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/2″][vc_column_text][/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=»1/2″][vc_column_text][/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]– Какие еще важные аспекты в развитии туризма освещались на форуме?
– Тема предстоящего 2000-летия города Дербента была одной из ключевых на форуме. Экспозиция города Дербента заняла центральный стенд на выставке и была одной из наиболее посещаемых. Здесь же состоялась презентация «Дербент на перекрестке цивилизаций». На интерактивной анимационной площадке прошли игровые конкурсы и интерактивная викторина «Дербент-шоу». Во второй день форума состоялись мероприятия в городе Дербенте, направленные на популяризацию и продвижение бренда Дербента, одного их наиболее древних «живущих» городов в мире и самого древнего в России, который является неисчерпаемым ресурсом для развития туризма в республике. Участники и гости форума посетили этнокультурную туристическую экскурсию «Дербент – музей под открытым небом», цитадель «Нарын-Калу», старые магалы города, приняли участие в фестивале «Дербент на рубеже тысячелетий».
Решающим условием для развития туризма и продвижения турпродукта являются информационные технологии, активное присутствие в интернет-пространстве. На форуме работала образовательная площадка «IT–технологии. Презентация информационно-коммуникационных технологий в туризме», состоялись презентации новых проектов эффективного позиционирования и продвижения дагестанского туристического продукта.
Национальная кухня – серьезная составляющая туристического продукта. Уникальная дагестанская кухня имеет огромный потенциал для привлечения туристов. Большой интерес участников и гостей форума вызвала интерактивная площадка «Кулинарное шоу «Кавказская кухня», организованная совместно с торговым домом «Киргу», с участием звезд шоу-бизнеса. Кстати, по итогам этой площадки появились новые предложения от российских регионов в сфере этногастрономического туризма.
Впервые в республике проведен конкурс событийного туризма, итоги которого подведены на форуме. Победителями и призерами конкурса стали Ахтынский, Кулинский, Ахвахский, Рутульский, Гунибский, Левашинский, Рутульский, Тарумовский, Шамильский районы, г. Кизляр, ДГТУ. Лидером событийного туризма Республики Дагестан 2014 года жюри единогласно признан Кулинский район. Столицей событийного туризма Республики Дагестан 2014 года признан город Дербент.
Следует признать, что активное развитие гостиничного бизнеса в республике не всегда сопровождается необходимым качеством. Есть международные, российские стандарты в этой сфере, которым должны соответствовать и действующие в республике субъекты данного сектора. В этих целях на форуме был проведен обучающий семинар для руководителей гостиничного бизнеса «Создание комфортной среды на объектах региональной гостиничной индустрии. Опыт классификации средств размещения в регионах» с привлечением российских и зарубежных экспертов индустрии гостеприимства (г. Варна (Болгария), г. Москва, Российский государственный университет туризма и сервиса), в рамках которого отельерам региона даны практические рекомендации по повышению качества и продвижению регионального гостиничного продукта.
Программа форума была обширной, включала целый комплекс мероприятий, образовательных и презентационных площадок, конкурсов, фестивалей и т. д. Все они состоялись и имели хороший резонанс в туристском сообществе. И, что особенно важно, как мы видим уже сегодня, заданные на форуме направления и посылы в сфере развития сельского туризма, событийного туризма, анимационных программ, интернет-технологий, развития инвестиционных проектов в сфере туризма получают дальнейшее развитие на уровне субъектов туристской индустрии республики, муниципальных образований, бизнес-сообщества.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]