Одежда «навынос»
Давно пора запомнить, что человек вольно или невольно несет информацию, которую он закодировал в своей одежде.
Давно позади времена, когда одежда исключительно прикрывала части тела от холода или стыда, сейчас она – активное средство самовыражения. И если в подростковом возрасте мы надеваем на себя то, что привлечет наибольшее внимание, то чем взрослее и старше мы становимся, тем осмысленнее становится этот процесс. Мы сами выбираем художественный беспорядок или респектабельность, мышиные серые краски, которые помогут нам затеряться в толпе, или униформу, которая уравняет нас с окружающими.
Что касается россиян, то итальянцы удивляются нашей манере одеваться. «Ваши люди всегда в новом, – говорит один итальянский бизнесмен. – Человек приходит на переговоры в новом костюме, с новым портфелем, ручкой и телефоном. Через три месяца встречаемся – опять все новое. Мы не понимаем, он кто?»
У них все наоборот – если у тебя старый портфель, добротные, но ношеные, дорогие, но аккуратные, ухоженные вещи, итальянцу это говорит о том, что твое богатство пришло не вчера, что ты заключил много сделок, что у тебя есть опыт, репутация, значит, тебе можно доверять, значит, с тобой можно иметь дело.
Итальянцы очень долго носят одежду, это своего рода повод для самоуважения. Они, например, могут гордиться своим пальто, которому 15 лет, либо костюмом, которому 12 лет, и с радостью об этом сообщить. Нашим же людям подобная гордость непонятна. Хотя на самом деле – это своеобразный «статусный символ», который означает, что еще 15 лет назад он мог себе позволить пальто из такой качественной шерсти.
Что же одежда может про вас сказать?
Первое: это то, к какой корпоративной культуре вы относитесь и, соответственно, чего от вас ждать.
Мы знаем, что руководители крупных компаний носят Armani, Hugo Boss и т.д. И это их отличает! То есть ты смотришь на человека и сразу понимаешь, на какой он должности. Неважно, идет тебе или не идет, важно, сколько это стоит и где это куплено. Ведь одежда служит неким «погонометром».
Кстати, есть неписаное правило: когда вы идете на собеседование, то обязательно нужно надевать одежду на ранг выше. Опытный сотрудник кадрового агентства прекрасно эту кодировку знает. Но главное – не переборщить! Так, например, моя знакомая, которая очень хотела устроиться в одну фирму, пришла на собеседование в дорогой норковой шубе, не забыла надеть подарок свекрови на сватовство – увесистый золотой браслет… Напротив нее сидела помощник руководителя – Валентина Сергеевна с химической завивкой на голове и в больших очках, а также в старом твидовом костюме. Несмотря на хорошее московское образование, моя знакомая даже не рассматривалась в числе претендентов на эту должность, вряд ли здесь ей могли предложить ту зарплату, которую «запросили» ее дорогие вещи.
Если брать психологию, то это, конечно же, комплексы (возможно, и Валентины Сергеевны), что тоже немаловажно учитывать. В одной из серий доктор Хаус выгнал с собеседования очень красивую и умную претендентку только оттого, что она была на каблуках. Проницательный Хаус усмотрел в этом комплекс и неуверенность в себе.
С комплексом по поводу своей фигуры бывают два варианта. Дородная тетка начинает носить обтягивающие юбки и водолазки, причем это смотрится так, как будто ее вещи вместе с ней выросли. Сообщение такое: пошли вы все на фиг. Я ничего не скрываю, я такая и этим горжусь. Другая крайность – это когда человек оделся в мешок. «Вы вообще не видите меня. Меня тут нет! Я спряталась!» Соответственно, истина лежит между этими двумя крайностями – скрывать недостатки и подчеркивать достоинства.
Если вы работаете в конкурентной среде, где есть вертикаль, просто возьмите тетрадочку, не поленитесь, и составьте для себя список подходящих вещей и марок. Вопрос не в том, что вам нравится, это вообще никому не интересно в этом случае, вопрос в том, что нужно. В иерархии одежда исполняет функции униформы, в этом случае все визуально понятно.
В корпоративной культуре открытого типа каждый человек уникален и каждый стремится быть индивидуальностью. Условно говоря, если бы ты рисовал свой портрет, то как бы он выглядел? Это то, что многие девушки делают, одеваясь каждый день по-разному: сегодня я муза в романтическом платьице, завтра я – бизнес-вумен в строгом костюме. Попробуйте посмотреть, какие у вас роли висят на вешалке! Неважно, мужчина вы или женщина. Просто будьте внимательней и наблюдайте!