Махачкала

О том, как себя грамотно вести с повелителями полосатых палочек

16:13  22.03.11
0
2

Гаишник останавливает машину, за рулем его бывшая учительница:
– Здравствуйте, Мария Ивановна, доставайте ручку, бумагу и пишите 1000 раз: «Я больше никогда не буду нарушать правила дорожного движения!»

Водитель должен знать не только правила дорожного движения, но и свои гражданские права, права и ответственность сотрудников ГИБДД, действующие нормативные правовые акты, процессуальные нормы административного, уголовного и гражданского права, т. е. обладать определенной правовой культурой.
Без этого водитель рискует стать дойной коровой для мошенников, аферистов и всякого рода недобросовестных работников. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как вести себя с сотрудниками милиции, если вы чисты перед законом.
Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г.
N 185 утвержден
Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Первое, что прописывает новый регламент, это «вежливое, объективное и тактичное» общение инспектора ДПС с участниками дорожного движения с обращением к собеседнику на «вы». Цитирую: «При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения». Подходить к машине сотрудник ДПС должен со стороны нахождения водителя, если этому не мешают объективные обстоятельства, как то: «угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части» или «загрязненность дорожного покрытия». «Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения».
Документ также прописывает правила использования аудио- и видеозаписывающей аппаратуры, при виде которой большинство инспекторов начинают нервничать. По регламенту, сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета он должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись. Аналогичное правило действует в отношении самого инспектора, использующего какую-либо аппаратуру.
Еще одно «больное место» для водителей: обязан ли остановленный выходить из автомобиля и садиться в машину ДПС. Согласно регламенту, инспектор может предложить водителю выйти из машины для того, чтобы устранить неисправность, при наличии у водителя признаков опьянения, для проведения сверки номеров с документами, для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза, а также когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, оказании помощи или когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника. Предложить пройти в автомобиль или в служебное помещение инспектор может предложить только тогда, когда участие водителя необходимо для оформления процессуальных документов.
Напомню, что, общаясь с сотрудниками других подразделений МВД, гражданин не обязан отдавать документы проверяющему в руки, особенно паспорт, достаточно предъявить его в раскрытом виде. С инспектором все строже: водитель обязан передать ему в руки документы, указанные в ПДД, вот их перечень:
водительское удостоверение (либо временное разрешение);
свидетельство о регистрации транспортного средства;
талон о прохождении техосмотра;
доверенность (при управлении автомобилем в отсутствие владельца);
полис ОСАГО.
В отдельных оговоренных законом случаях водители (занимающиеся коммерческими служебными перевозками) должны иметь путевой лист, лицензионную карточку и документы на груз. Они также предъявляются инспектору.
Краеугольный камень в отношениях инспекторов ГИБДД и водителей – прохождение медосвидетельствования на состояние опьянения. Отказаться нельзя! Иначе ответственность такая же, как и за нахождение в состоянии опьянения – лишение прав на срок от 1,5 до 2 лет.
Если вы трезвы, четко и спокойно объясните сотруднику, что:
а) вы абсолютно трезвы, и экспертиза это подтвердит;
б) взятку не дадите;
в) если инспектор вступит в сговор с врачом-экспертом, вы пройдете независимую экспертизу. С заключением медиков вы пойдете в суд и добьетесь возмещения морального вреда, затрат на экспертизу и упущенную выгоду (если, например, вы ехали в командировку и из-за инспектора опоздали на рейс).
По возможности запишите разговор на диктофон, предупредив об этом инспектора.
В том случае, если инспектор отвозит водителя на медосвидетельствование (с соблюдением правил), а врач установил, что водитель все-таки трезв, инспектор обязан его доставить к машине. Аналогичное правило действует в случае задержании транспортного средства. Если машину задержали где-то на трассе, то инспектор обязан оказать содействие в доставке водителя до ближайшего населенного пункта.
И такой момент: с 1 сентября прошлого года инспектор ДПС получил право совершать процессуальные действия в отношении лиц, пользующихся иммунитетом. В регламенте четко прописано: если у инспектора есть достаточные основания полагать, что находящийся за рулем судья, прокурор, депутат или другой человек с высоким иммунитетом нетрезв, он должен отстранить его от управления, провести освидетельствование на алкогольное опьянение или направить на медицинское освидетельствование, а машину задержать до выяснения обстоятельств.
Еще одна «черная дыра», в которую вылетают деньги юридически неграмотных водителей, – тонировка стекол. Многие ведутся на заявления: «А у вас тонировка завышена, сейчас отвезем на проверку, там все запротоколируют, снимут номера и отправят вашу ласточку на спецстоянку». Кара за этот проступок, конечно, есть, но не фатальная – предупреждение или штраф 500 рублей (ч. 31 ст. 12.5 КоАП РФ).
Ну и при сильной тонировке нельзя пройти техосмотр. Замеряют тонировку только на стационарных постах с участием госинспекторов технадзора. Никто на обочине, даже с помощью суперхитрого прибора (обычно это сканер, каким пользуются в супермаркетах, – чистый произвол, театральный реквизит взяточников в погонах, рассчитанный на простаков), не имеет права оценивать, укладывается ли затененность ваших стекол в нормативы (это два ГОСТА: 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия» и 51709-2001). В них отмечено, что предельная пропускная световая способность для ветровых (лобовых) стекол должна быть не менее 75%, передних боковых стекол – не менее 70%. Тонировка остальных стекол не нормируется.
Гораздо дороже ездить без номеров. Штраф до 5000 рублей или лишение прав на 1–3 месяца (ч. 2 ст.12.2 КоАП РФ). Принудительно отправлять вас в ГИБДД за номерами, кстати, не будут. Зато позвонят на ближайший пост в направлении вашего движения: «Едет черный «Лексус» без номеров, деньги у водителя еще есть».
Без полиса ОСАГО или с просроченным полисом ездить вообще нельзя. Даже при покупке авто в приличном салоне вас не выпустят до оформления полиса. Штраф за езду с просроченным полисом ОСАГО составляет 300 рублей, а вообще без него – 500–800 рублей. Если за рулем сидит человек, не вписанный в полис ОСАГО, штраф составит 300 рублей.
Остается только пожелать и водителям, и милиционерам вести себя прилично и достойно в любой ситуации. Умные люди всегда могут договориться.
Удачи на дорогах!

16:13  22.03.11
0
2

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *