Махачкала

Низами Гянджеви

15:25  18.01.13
0
33

[vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Не сотвори, душа, себя кумиром, единой будь и с обществом, и с миром.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]

Среди азербайджанских поэтов XII века Низами Гянджеви занимает первое место, он по праву считается одним из самых знаменитых поэтов Востока.

[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=»1/1″][vc_column_text]Nizami_Rug_CropНизами создал поэзию, которая охватывает мистицизм, романтику и эпику. Он был суфистом и в своих произведениях часто аллегорически изображал любовь к Богу, но все это было высказано такими живыми и прочувствованными словами, что и сейчас влюбленные на Востоке иногда цитируют его строки.

Родился Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви в 1141 году в Гяндже в семье преуспевающего ремесленника Юсуфа ибн Заки. Вся жизнь великого поэта связана с Гянджой, которая в тот период была известна не только как крупнейший город Азербайджана и Кавказа, но и как важный культурный центр Ближнего и Среднего Востока. Среди населения города жило немало курдов, значительному присутствию которых способствовало правление представителей династии Шеддадидов, имевшей курдское происхождение. Именно привилегированное положение курдов в Гяндже стало причиной для переезда отца Низами из Кума в город, так как мать Низами Раиса была курдиянкой, дочерью вождя курдского племени, и, по некоторым предположениям, была связана с Шеддадидами, правившими Гянджой до атабеков.

Родители поэта умерли рано. После смерти отца Ильяса воспитывала мать, а после ее смерти – брат матери Ходжа Умар, который отдал его на обучение в медресе Гянджы, где мальчик получил блестящее для своего времени образование. Тогда предполагалось, что поэты должны быть хорошо сведущи во многих дисциплинах. Однако и среди поэтов Низами выделялся своей ученостью: прекрасно знал арабскую и персидскую литературу, математику, астрономию, астрологию, алхимию, медицину, ботанику, богословие. Изучал исламское право, христианство, иудаизм, иранские мифы и легенды, историю, философию, эзотерику. Кроме азербайджанского, он в совершенстве владеет арабским и фарсидским языками.

Без знания арабского языка он не смог бы так глубоко овладеть знаниями богословия и арабской философии, познакомиться с трудами Фараби, Хорезми, ибн Баджжи, Абу Али ибн Симы, ибн Рушда. В молодости поэт писал лирические стихи.

В 1173 году в жизнь Низами вошла половецкая рабыня Афак, которую ему подарил правитель Дербента Сейфаддин Музаффар в знак признания его таланта и которую поэт воспел в своих стихах, называя «величавая обликом, прекрасная, разумная». Низами, освободив Афак, женился на ней. Около 1174 г. у них родился сын, которого назвали Мухаммедом. В 1178 или 1179 году, когда Низами заканчивал поэму «Хосров и Ширин», Афак умерла.

Кыпчакский мой кумир! Мой нежный хрупкий злак!
Погибла, как Ширин, и ты, моя Афак.
Прекрасен лик и стан, и разум твой был ярок!
Дербентом правящий тебя мне дал в подарок…
Как вместить иную в сердце? Место в сердце для тебя.
Кто с тобою схож? Ответь мне. С кем ты схожа? Ты – одна!

Однако после поэт снова женился, и снова его постигло несчастье. Две другие жены Низами также умерли преждевременно, и смерть каждой из жен совпадала с завершением Низами новой эпической поэмы, в связи с чем он как-то воскликнул: «Боже, почему за каждую поэму я должен пожертвовать женой?!».

Низами был близок ко двору атабеков – правителей Азербайджана, но от предложений стать придворным поэтом отказывался, довольствуясь небольшими пособиями, которые ему назначали сильные мира сего за посвященные им поэмы, так как опасался, что в роли личного писателя он утратит честность, и хотел прежде всего свободы творчества. Так, поэму «Лейли и Меджнун» Низами посвятил Ширваншахам, а поэму «Семь красавиц» – одному из атабеков Ала ал-Дину. При жизни Низами удостаивался почестей и пользовался уважением. Сохранилось предание о том, что атабек приглашал Низами ко двору, но получил отказ, однако, считая поэта святым человеком, подарил Низами пять тысяч динаров, а позже передал ему во владение 14 деревень.

Умер Низами Гянджеви в 1209 году в возрасте 68 лет. После смерти поэта на его могиле, как и на могилах выдающихся шейхов, был воздвигнут мавзолей, к которому народ приходил как к святому месту. За мавзолеем ухаживали и по надобности реставрировали.

Основными произведениями Низами являются пять поэм, объединенных общим названием «Пандж Гандж», что переводится с персидского как «Пять драгоценностей», более известных как «Пятерица». Это дидактико-философская поэма «Сокровищница тайн», романтические поэмы «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и историческая поэма «Искандер-наме» об Александре Македонском, которую Низами считал итогом своей творческой работы.

Творчество Низами оказало влияние на таких великих поэтов, как Хафиз, Джалаладдин Руми и Саади. Героев его поэм – Хосрова и Ширин, Лейли и Меджнуна, Искандера – до сих пор знают и любят не только в исламском мире. Восемь столетий на языках всего мира звучат стихи великого поэта – Низами.

Хотя жил Низами на территории современного Азербайджана, поэмы его написаны на персидском языке. Однако одну из лучших своих поэм «Лейли и Меджнун» Низами намеревался писать не на фарсидском, а на родном азербайджанском языке. На это имеются ясные намеки в начале поэмы. Низами рассказывает здесь о том, как его желанию помешало появление посланца шаха с письмом, в котором он требовал от поэта создания новой поэмы, поставив условием – писать ее только на фарсидском языке. Но все-таки возможно, что ряд произведений Низами, к сожалению, исчезнувших, был написан на азербайджанском языке. Сегодня некоторые ученые предполагают, что Низами был представителем лезгиноязычного народа, ведь не зря с ним неоднократно встречался правитель Дербента. Но к какому бы народу ни принадлежал Низами, он, как и любой великий поэт, перешагнувший века, принадлежит всему человечеству.

ЮНЕСКО, признав годом рождения Низами 1141-й, 1991 год объявила годом Низами в честь 850-летия поэта. В том году международные конгрессы, посвященные Низами, прошли в Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Лондоне и Табризе. В Гяндже в 1947 году на месте древнего, разрушенного временем мавзолея был сооружен новый. Именем Низами названы улицы и скверы современных городов.

Ему поставлены памятники в Баку, Санкт-Петербурге, Москве, Ташкенте и Чебоксарах. Один из кратеров Меркурия носит имя Низами.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

15:25  18.01.13
0
33

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *