Никколо Макиавелли – философ и создатель шедевра
Никколо Макиавелли родился 3 мая 1465 года во Флоренции, в семье практикующего юриста среднего достатка. Флоренция была одной из типичных торгово–промышленных республик Италии, раздробленной на множество княжеств, герцогств, республик.
А что же Макиавелли? Свою карьеру он начал в 1498 г., когда был назначен на пост секретаря Второй канцелярии Флорентийской республики. В этом же году стал канцлером – секретарем Совета Десяти. Это очень ответственные и довольно высокие должности, до сих пор остается загадкой: каким образом молодой человек, который до этого момента никак не проявил себя, смог занять подобное положение. Но главное не это. Главное то, что Макиавелли прекрасно справился со своими новыми обязанностями. Он занимался военными делами, часто ездил за границу, выступая в роли посла с особыми поручениями, составлял различные приказы, донесения, разрабатывал новые проекты. Макиавелли проявил себя отличным дипломатом, наблюдательным человеком и тонким политиком. Главную свою цель он определил как верное служение отечеству, и все его действия руководствовались этой целью. Макиавелли готов был посвятить всю свою жизнь любимому занятию, но судьба распорядилась иначе.
После реставрации Медичи в 1512 году Макиавелли был лишен всех своих республиканских должностей, отправлен в ссылку, приговорен к полной бездеятельности, но его мозг профессионального политика – человека впервые тогда появившегося склада – не мог перестать работать. Он ясно представлял себе, что Италия может сохранить свою независимость лишь при условии, если вся она или большая ее часть будет объединена под эгидой одного князя. И он надеялся, что династия Медичи, которая пользовалась властью в Риме и во Флоренции, возьмет на себя этот долг. Он надеялся также, что Медичи захотят прибегнуть к его услугам, избавят его от вынужденного безделья и вызволят из нужды. Но те использовали Макиавелли мало и плохо. В переписке с флорентийским послом при римской курии Франческо Веттори в апреле 1513 г. Макиавелли увлеченно и подробно обсуждает возможные последствия неожиданного перемирия между Испанией и Францией и условия, при которых можно было бы добиться выгод для Италии. В противовес соображениям Веттори он выдвигает собственный план и разбирает все преимущества и уязвимые стороны «вашего мира» и «своего мира»: вы не хотите, чтобы этот бедолага французский король снова вступил бы в Ломбардию, а я этого хотел бы»,
« я предвижу в этом случае большие трудности с Англией», «я не хочу, чтобы папа объявлял войну», «если бы я был на месте папы», «но если бы мир был заключен на моих условиях» и т.д. Бывший чиновник флорентийской республики мысленно двигает армиями, ведет переговоры великих держав, оценивает расстановку сил и делает вместо королей ходы на европейской доске. Это могло бы показаться забавным, если бы мы теперь не знали, что послания к Веттори принадлежат самому крупному политику XVI века. Если не учитывать эту психологическую доминанту, эту постоянную жажду практической деятельности, всю противоестественность и муку для Макиавелли оставаться частным лицом, мы не поймем и его сочинений, тоже, между прочим, оставшихся ненапечатанными, не расслышанными при его жизни. Они были продолжением и заменой участия в государственных заботах. После восстановления республики по поручению Синьории он пишет «Историю Флоренции», а незадолго до смерти выставляет свою кандидатуру на прежнюю должность, и его проваливают 555 голосами против 12. Он закончил дни свои в 1527 году, не оставив в наследство детям ничего, кроме имени.
Весь свой опыт он изложил в трактате «Государь». Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств, дав исторические примеры их различных вариантов.
В своем произведении, вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предлагал умилительный идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами. Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет – каким нужно быть новому государю в реальной жизни – он дает аргументированно, ссылаясь на действительные события мировой истории. Макиавелли обстоятельно рассматривает такие категории и понятия, как щедрость и бережливость, жестокость и милосердие, любовь и ненависть.
Рассматривая щедрость и бережливость, Макиавелли замечает, что те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства. После истощения казны они были вынуждены поднимать уже существующие и устанавливать новые налоги, что вызывало ненависть подданных. Поэтому Макиавелли советует государю не бояться прослыть скупым. Но тут же автор рассматривает некоторые возможные ситуации, когда подобный совет будет не полезен, а вреден. И приводит конкретные исторические факты, иллюстрирующие его утверждения.
Ведя речь о таких качествах, как жестокость и милосердие, Макиавелли сразу же пишет, что «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким». Другое дело, что часто для удержания власти правителю приходится проявлять жестокость. Если стране грозит беспорядок, то государь просто обязан не допустить этого, даже если придется учинить несколько расправ. Зато по отношению к многочисленным подданным эти казни станут актом милосердия, поскольку беспорядок принес бы горе и страдания именно им.
Именно из-за этой части произведения Макиавелли обвинили в призыве к жестокости и в неразборчивости в выборе средств. «Государь» является трактатом о роли, месте и значении главы государства, а его объявили пособием для абсолютных монархов и диктаторов. Но Макиавелли был не пропагандистом жестокости и лицемерия, а исследователем методов и сущности единовластия.
К тому же обвинители «не замечали» в той же главе такие слова автора: «Однако новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив». Применение жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах.
При этом, как истинный идеолог буржуазии, Макиавелли объявляет неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Все остальное зависит от самого государя, которому Макиавелли советует опираться только на то, что зависит то него самого.
Советует государю Макиавелли и не быть в политике романтиком. Нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но только если это не идет вразрез с интересами его государства. Государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства.
Много внимания уделяет Макиавелли отношениям нового государя с народом.
Прежде всего, он предупреждает, чтобы правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных. Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.
Правителю, по утверждению автора «Государя», могут грозить две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью. А против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».
Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ. Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя. Причем считает, что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.
Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Советы автор дает не отвлеченные, а подтвержденные реальными историческими событиями.
Не обходит автор стороной и такой важный вопрос, как советники правителя – его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей».
Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.
В одной из глав своего произведения Макиавелли пытается предостеречь государя от льстецов. Уберечься от них, не попасть под их влияние, не потеряв почтения, не так просто, как кажется.
Стиль «Государя» необычен для научных произведений того времени. Это не стиль трактатов, а стиль человека действия, человека, который хочет вызвать действие.
Содержание «Государя» составляет основной стержень мировоззрения Макиавелли, и независимо от того, являетесь ли вы государем страны или хозяином фирмы, советы, высказанные Макиавелли в трактате «Государь», полезны и применимы и сегодня.
Всякая перемена прокладывает путь другим переменам.
Государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы.
Никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско.
Презрение и ненависть подданных – это то самое, чего государь должен более всего опасаться.
Государю нет необходимости обладать всеми добродетелями, но есть прямая необходимость выглядеть обладающим ими.
Государь не волен выбирать себе народ, но волен выбирать знать, ибо его право карать и миловать,
приближать и подвергать опале.