Махачкала

Нельзя не помочь, или Что было позором для мужчин

12:54  21.02.15
0
2

Если сегодня спросить людей о том, часто ли они стремятся помочь коллеге, соседу, соглашаются выручить кого-то, то многие ответят: «Сейчас не те времена. Каждый сам за себя!»

Однако совсем недавно каждый дагестанец считал своим долгом помочь своему родственнику, соседу, да и любому члену джамаата. Традиция взаимной поддержки вырабатывала в народе отзывчивость на чужое горе. Если в селе случалось несчастье, все односельчане приходили в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо – и материальную помощь. Помощь оказывали и при работах в поле или строительстве дома. Каждый знал, что на помощь надо приходить вовремя и со всеми, а закончив работу, нельзя хвалить себя и самое главное – никогда нельзя напоминать человеку об оказанной ему помощи. «Сделал добро – забудь, получив добро – помни всю жизнь» – таков был горский этикет.
Об обычае взаимопомощи у дагестанцев нашим читателям рассказала кандидат исторических наук Аминат Эльмурзаева.
– Традиционный обычай взаимопомощи был широко распространен на Кавказе, являлся одним из элементов уклада жизни дагестанского общества и играл немаловажную роль в жизни людей. У аварцев он назывался «гвай», у лакцев – «марша», даргинцев – «билка», кумыков – «булкъа». Обычай зародился еще в глубокой древности, и сложности в ведении хозяйства способствовали его сохранению и в дальнейшем.
– Аминат Джамалутдиновна, в каких отраслях хозяйства обычай взаимопомощи был наиболее распространен?
– Помощь родственников, соседей, односельчан оказывалась в любой отрасли хозяйства – в земледелии, скотоводстве, домашних промыслах и ремеслах. Прибегали к ней при строительстве или ремонте дома, при стихийных бедствиях, неурожаях, бескормицах, при организации свадеб и других торжеств, а также при обряде похорон. Оказывалась помощь добровольно и совершенно безвозмездно. Иметь возможность помочь односельчанину и не сделать этого считалось недостойным, так как общественное мнение резко осуждало бы этого человека. При этом характер и размеры ответной помощи определялись не столько характером и размерами полученной помощи, сколько нуждами хозяйства, обратившегося за помощью. Поэтому ответная помощь могла быть и меньше, и больше полученной. Обстоятельства вполне могли складываться таким образом, что люди, которые постоянно помогали другим в рабочей силе или средствах, сами за помощью обращались крайне редко или не обращались вовсе. Этот обычай десятилетиями и веками все глубже уходил в сферу морально-этических норм общественного поведения.
– А женщины принимали участие в работах наравне с мужчинами?
– Тут следует заметить, что одной из особенностей хозяйственной жизни народов Дагестана исследователи считали жесткое половое разделение труда. У различных народов Дагестана разделение на мужские и женские занятия не всегда совпадали, но, в общем, были очень похожи. Отсюда исходят и различия по половому признаку при оказании той или иной помощи родственнику или односельчанину. Так, взаимопомощь, оказываемая группой мужчин, заключалась в пахоте и севе, поливе, обмолоте урожая, косьбе на сенокосе, стрижке овец, заготовке строительного камня, строительного леса, строительстве, убое скота. Женщины же помогали друг другу в прополке, лущении кукурузных початков, очищении от сора гороха, чечевицы, фасоли, первичной обработке шерсти, производстве войлока, заготовке глины для обмазки стен и полов, обмазке стен, на сенокосе и других делах.
Однако иногда помощь оказывалась мужчинами и женщинами совместно. Но даже в такой «смешанной» группе людей, вышедших на помощь члену джамаата, мужчины и женщины чаще всего выполняли операции, закрепленные за ними традицией полового разделения труда.
В разделении труда были и регионально-этнические особенности. Так, например, женщины горных районов переносили тяжести на спине или на плечах, а у кумычек равнинной части этим занимались мужчины. В с. Балхар производство керамики было чисто женским занятием, мужчины только реализовывали готовую продукцию, а у других народов производство керамики – мужское занятие. К примеру, в Южном Дагестане, в селах Испик и Джули, занятие керамикой было исключительно мужским промыслом.
Домашнее производство и ремесла по обработке металла, обработка кожи, выделка овчины, шапочное и сапожное дело, обработка камня и дерева были чисто мужскими занятиями. Чисто женскими считались все виды обработки шерсти и выделка сукна, войлока, вязание, золотое и серебряное шитье.
Разделение можно проследить и в торговле. Так, например, мужчина не занимался торговлей на базаре молоком и молочными продуктами, за исключением сыра и топленого масла. Мужчина не мог торговать предметами женского туалета, за исключением обуви, а также лекарственными травами, красками, красителями, нитками, пряжей, иголками. Не подобает мужскому поведению и торговля на базаре фруктами и ягодами. Точно так же нельзя было представить, что женщина могла торговать седлами и сбруей, инструментами для металлообработки, железом, медью и др.
Четкое разделение обязанностей было и в семье. Мужчине позорно было заниматься стряпней (по этому поводу сложились поговорки: у тиндинцев – «Кухонный угол – не место для мужчины»; у кумыков готовящих еду мужчин называли «седлавший половник»; у лакцев – «кухонное ничтожество»), а также стиркой, ходить за водой, шить. Он не вмешивался в чисто женские занятия по дому относительно запасов продуктов, неприлично было околачиваться вокруг котла, где готовилась пища. «Помочь жене в ее работе муж считает постыдным делом, и даже в случае болезни жены он ни за что не станет выполнять ее работы, а обратится с просьбою к соседкам распорядиться и позаботиться о его хозяйстве», – писал Н. Дубровин.
– Какие качества характера дагестанских народов вырабатывал обычай помогать друг другу?
– Обычай взаимопомощи со временем стал вырабатывать определенные морально-этические нормы. Необходимо отметить, что во время выполнения совместных работ каждый проявлял свои умения и способности. Кроме того, молодежь и их родители, участвовавшие в таких работах, имели возможность присмотреть потенциальных женихов и невест.
При оказании помощи каждый имел свой определенный круг работ, по выполнению которой необходимо было переключаться на помощь другим, чтобы быстрее справиться. Неприличным было выставлять свои способности напоказ или хвастаться ими. Эти нормы поведения были характерны для многих народов Кавказа.
Обычай взаимопомощи играл и воспитательную роль для подрастающего поколения, так как в ходе помощи перенимался опыт, а также у сельчан вырабатывалось чувство солидарности и единства. По окончанию работы хозяин кормил всех, но, тем не менее, каждый участник тоже приносил с собой что-нибудь из продуктов.
Все это сопровождалось танцами, песнями, таким образом, совместный труд был не в тягость, а проходил в атмосфере праздника. Люди, участвующие в работе, получали огромное моральное удовлетворение, они стремились показать себя с наилучшей стороны, подтвердить свои хорошие нравственные качества.

12:54  21.02.15
0
2

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *