Неизвестный Джемал
Дагестанцам, конечно же, известно творчество основоположника изобразительного искусства Дагестана – заслуженного деятеля искусств РФ, художника Муэтдина–араби Джемала. Ведь с его именем связана целая эпоха в истории изобразительного искусства нашей республики.
Его стараниями создано (и поэтому названо его именем) художественное училище. Джемалом написаны замечательные жанровые и тематические полотна. Но многим, несомненно, хочется узнать и о его личной жизни, увлечениях, создать целостную картину его жизненного пути. Об этом журналу «Проджи» и нашим читателям рассказал сын художника Джемиль Джемал, заслуженный энергетик и заслуженный эколог Дагестана.
Семья
Дед Джемала был одним из наибов имама Шамиля, а его отец, Абдулмажид, считался лучшим джигитом Дагестанского конного полка. Родился он в высокогорном дагестанском селении Карата. Жили там небогато, и вместе со своим братом Нажмутдином Абдулмажид решил отправиться на заработки в Предгорный Дагестан. В Верхнем Казанище понравились молодые работящие ребята, джамаат села их принял. Братья нанялись на работу к богатому землевладельцу Таштемиру. Вскоре они построили себе дома, обзавелись хозяйством. Там Абдулмажид и познакомился с дочерью хозяина по имени Разият, которая в последующем стала его женой. Таштемир был рад породниться с хозяйственными братьями и выдал за них замуж своих дочерей. У Абдулмажида и Разият родилось девять детей, но, молодые и разносторонне одаренные, они быстро уходили из жизни. «Когда мой отец увлекся живописью, к Абдулмажиду домой пришли представители джамаата села и потребовали, чтобы он запретил сыну заниматься рисованием, так как это запрещает Коран и не поощряет Аллах. На это мой дедушка ответил: «Не говорите мне об этом и не ссылайтесь на Аллаха. Он забрал у меня трех молодых сыновей и трех дочерей, и у нас осталось только трое – Муэтдин-араби, Джамал и Умратиль. И пусть они занимаются чем хотят». Так отец стал художником».
«Моя тетя Умрагиль была первым технологом собственного консервного завода в Буйнакске, она имела грамоты за лучшую продукцию с выставок и ярмарок в Брюсселе, Париже, Лейпциге и других городах Европы, – рассказывает Джемиль Муэтдинович. – А дядя Джамал в начале прошлого века был лучшим танцором на Северном Кавказе. Он занимал первые места на конкурсах, в которых участвовали танцоры из Осетии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Чечни, Карачаево-Черкесии и других регионов Кавказа. Сам Муэтдин-араби также прекрасно танцевал, у него было потрясающее чувство ритма. Во время учебы в Ленинградской академии художеств Джемал даже подрабатывал на сцене Кировского театра оперы и балета в качестве танцора-солиста, и ему предлагали остаться в театре. Однако он отказался от карьеры танцовщика в пользу живописи».
Экстрасенс
Экстрасенсорное восприятие существует у каждого человека, однако у одних оно развито в большей степени, у других – в меньшей. У Джемала были задатки сильного экстрасенса. «Отец нам рассказывал о сеансе массового гипноза в кинотеатре «Темп» (ныне – «Дружба»), который проводил всемирно известный гипнотизер и предсказатель Вольф Мессинг, они около часа беседовали с Мессингом в кабинете наедине. Отец не рассказывал нам о деталях беседы с Вольфом Мессингом, и мы не знаем точно, просил ли он его предсказать время своей кончины. Но за 15 лет после этой встречи было не меньше 5 событий, говоривших, что эту тайну отец выведал у предсказателя, а может, знал сам. Он был единственным, кто не поддался силе гипнотизера. Мессинг сообщил, что у отца есть дар гипнотизера, – говорит Джемиль Джемал. – Отец чувствовал и приближение своей смерти. Он меня часто спрашивал: «Как ты думаешь, сколько я еще проживу?» В 1960 году в Москве при встрече с Аскаром-Сарыджа художник сказал: «Хорошо, что мы встретились. У меня такое предчувствие, что видимся в последний раз». А в начале того же года проговорился жене: «Очень жаль, что я не увижу первенца-внука». И действительно, отца не стало 3 июля 1960 года, а первый внук появился на свет через пять месяцев после его смерти».
Археолог, фотограф, техник…
Лидерские качества проявились у Джемала с молодых лет. В двадцатилетнем возрасте его назначили руководителем республиканских художественно-этнографических и музыкальных экспедиций, в ходе которых с 1920-го по 1932 год он объездил практически все районы Дагестана. «Отец в ту пору увлекался археологией: у него были прекрасные книги о гробницах фараонов в Египте, о раскопках в других странах. В ходе экспедиции он посетил и родину своего отца – селение Карата, где при раскопках были обнаружены бронзовые статуэтки, датируемые несколькими тысячелетиями до нашей эры. Ныне его находки хранятся в Московском центральном историческом музее», – отметил Джемиль Муэтдинович. Всего по Дагестану было организовано больше 10 таких экспедиций. Джемалом в это время создано 18, Лаковым – около десяти, и всего с Аскаром-Сарыджой более 30 этнографических работ на тему «Типы народов Дагестана».
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Эта фраза как нельзя лучше характеризует Джемала. Связано это с тем, что ум талантливого человека многогранен и пытлив, ему все время сопутствует ощущение: я это знаю, умею, а что не умею – тому быстро учусь. Джемал прекрасно фотографировал, сохранилось множество его фотографий. Увлекался техникой, мог самостоятельно запустить паровоз и управлять им. В возрасте 35–40 лет он увлекся мотоциклами, выписывал журналы про них, мог разобрать и собрать мотоцикл. Умел кроить и шить красивую обувь. Любил животных, никогда не проходил мимо брошенного котенка и даже держал у себя в комнате ядовитых змей. Но со змеями ему все же пришлось расстаться – «Или я, или они!» – заявила его супруга Наджебат.
Джемал с молодых лет сплотил вокруг себя «могучую кучку» талантливой интеллигенции Дагестана. Среди них были скульптор Аскар-Сарыджа, композитор Гасанов, художники Моллаев, Юнисилау, Лаков, Смирнов, Капаницын, писатели Капиев, Аджаматов, поэты Гамзатов, Гафуров и многие другие. «В нашей квартире звучала зажигательная лезгинка, друзья танцевали, дискутировали на самые разные темы, читали стихи. Мы, дети, слушали разинув рты, но нас зачастую изгоняли из комнаты. В доме всегда было много гостей, которые жили у нас иногда месяцами».
Жена и дети
Наджебат Айдемировна происходила из достойной интеллигентной семьи с богатыми культурными традициями. Она была мудрой и обаятельной женщиной. А ее родная сестра Умай Айдемировна Коркмасова еще до революции считалась одной из трех красавиц России. Иранский шах, услышав о ее красоте, пытался похитить ее, но неудачно. Наджебат и Муэтдин поженились в 1930 году в Буйнакске. Джемал был намного старше своей жены, однако она не стала просто тенью художника, а была ему настоящим другом и опорой в жизни. В семье родились четверо детей. «Моя мама отличалась мудростью и умением находить общий язык с любым человеком, она была прекрасной матерью, домохозяйкой и помощницей во всем отцу. В нашей семье царили мир и согласие. Уже став взрослым, я узнал, что все игрушки на новогодних елках были сделаны отцом и матерью втайне от нас, детей. Это было общее увлечение родителей. За свою жизнь я ни разу не слышал в семье плохого слова о ком бы то ни было. Отец строго запрещал подобные разговоры», – рассказывает сын художника. Когда один из журналистов в период юбилея оказался в нашей квартире, услышав, что там «семейный музей», он вошел и сказал: «Ну, покажите мне свои лучшие произведения!» Отец в присутствии всех четырех детей ему ответил: «Вот они – мои лучшие произведения – это мои дети!» – и показал на нас.
Отец мой был настоящим патриотом Дагестана. Подтверждением этому служит вся его жизнь. В ноябре 1956 г. в Дагестане побывала чешская делегация. Эта делегация ознакомилась с жизнью и творчеством Джемала и вручила ему Орден Юлиуса Фучика за мужество, любовь к своему Дагестану и преданность ему.