«Неисчерпаема, как мир»
Культура, ее порождения обладают свойством, о достижении которого мечтают представители всех других поприщ и занятий, – устойчивостью. Вот мнение об этом известного английского этнографа и фольклориста Эдуарда Бернетт Тайлора: «Когда какой-либо обычай, навык или мнение достаточно распространены, они подобны потоку, который, однажды проложив себе русло, продолжает свое течение целые века», – пишет он в своем фундаментальном исследовании «Миф и Обряд в первобытной культуре».
Власть культуры над миром сегодня, можно сказать, полная и безраздельная, и уничтожить культуру – равносильно тому, чтобы уничтожить мир.
Сегодня культурное наследие и культура в целом могут быть приравнены к вечным ценностям, к неисчерпаемым богатствам мира, ибо их художественное, эстетическое совершенство, их смысловая глубина и последовательность, как цифровой ряд, могут быть продлены до бесконечности… И каждое последующее звено этой цепи может делиться, как числовые дроби, и порождать новые и новые поводы и направления для работы мысли и воображения.
Образно говоря, нематериальное культурное наследие – это кладезь, это сундук, в котором во временной последовательности хранятся не только нерукотворные произведения природы, но и духовные, культурные секреты искусства мастеров и ремесленников, под чудодейственным воздействием мысли, рук и инструментов которых эти изделия обрели нетленную ценность, вошли в сокровищницу, в реестр объектов нематериального культурного наследия разных уровней.
Объекты нематериального культурного наследия обладают колоссальной художественной ценностью и идейной емкостью. Это объясняется тем, что формирование этих объектов происходило в течение веков, а то и тысячелетий, что процесс этот был творческой стороной познания мира, художественного осмысления его природных и гуманитарных проявлений. Стремление вникнуть в этот процесс силой своего умозрения, узреть отдельные его звенья, воссоздать последовательность роста и развития культурных идей и объектов представляет собой колоссальное поле для исследований народного духа, его творческого потенциала. Здесь нас еще ждут многие масштабные открытия и достижения.
В Российской Федерации сохранению и развитию объектов нематериального культурного наследия придается особое значение. Таковыми в нашей стране признаны: устные традиции и формы выражения, включая национальные языки; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Мы стараемся в своей деятельности охватить все виды объектов нематериального культурного наследия. Среди них – календарные обряды, обряды жизненного цикла человека, традиционные народные праздники, современные праздники с традиционными элементами, песенный фольклор, традиционная кухня, технологии традиционных ремесел. Описаны более 50 объектов. Это художественная обработка металла, ковроделие, гончарное дело, резьба по дереву, камню, обрядовый праздник «Эр» в Рутульском районе, обряд «Бацадинская свадьба» в Гунибском районе, Келебская свадьба в Шамильском районе, обрядовый праздник «Хидинуш» в Агульском районе, обряд «Выбор жениха» в Ахвахском районе, искусство хождения по канату в Кулинском районе, обрядовый праздник «Къаба» в Цумадинском районе, вызов дождя в Табасаранском районе, свадебный обряд узнавания невесты в Хунзахском районе и пр.
Четыре объекта из этого перечня уже внесены в реестр нематериального культурного наследия Российской Федерации. Среди них – обряд первой борозды; праздник середины зимы Игби в с. Шаитли Цунтинского района; праздник поливного канала в с. Чирката Гумбетовского района; праздник Новруз в с. Сабнова Дербентского района.
Обрядовый праздник Игби вошел в иллюстрированный альманах «Объекты нематериального культурного наследия народов России», изданный в 2021 г. ГРДНТ им. В. Д. Поленова совместно с учеными-фольклористами Центра русского фольклора.
Праздник уникален и не имеет аналогов в обрядовой культуре Дагестана и народов Северного Кавказа. По словам аксакалов села, обряд этот в с. Шаитли начал проводиться примерно в XVII–XVIII вв. Праздник был подробно описан учеными Ленинградского отделения Института этнографии АН СССР, известными этнографами А. И. Азаровым и Ю. Ю. Карповым в феврале 1982 года. А вскоре в г. С.-Петербурге в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялась выставка масок, используемых во время праздника. В 2004 году специалистами РДНТ МК РД была проведена видеосъемка праздника Игби и подготовлен документальный фильм. Позднее обряд был описан и внесен во Всероссийский реестр объектов нематериального культурного наследия.
Главными персонажами обряда считались Квидили (великан с огромной головой и большой пастью) и боци (переодетые в маски волков юноши). В этот день готовили «иг» – особый ритуальный хлеб в форме бублика. Отсюда и название праздника – Игби (множественная форма слова «иг»). Народный театр Ботлихского района Республики Дагестан осуществил театрализованную постановку этнического праздника Игби в рамках гранта президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства.
В горах Дагестана, где природа не отличается особой щедростью, население реализует свои трудовые и творческие способности в развитии ремесел и промыслов. В частности, в Ботлихском районе республики расположено древнее село Кванхидатль, известное тем, что жители занимаются добычей соли методом, который использовался сотни лет назад, когда люди только начинали осваивать богатства, припрятанные в недрах природы, – вручную.
Когда-то кванхидатлинская соль славилась и далеко за пределами Дагестана. Спрос на нее был не только в Дагестане, но и в соседних территориях: Чечне, Азербайджане и даже Грузии. Сейчас этим промыслом занимается всего несколько семей, причем он стал почти исключительно женским занятием. Это произошло в связи с выездом мужчин на заработки, так называемым отходничеством.
2022 год – год культурного наследия народов России – стал для РДНТ МК РД юбилейным: 85 лет со дня образования важнейшего в культурной жизни Дагестана учреждения. Этот период ознаменовался активизацией деятельности по популяризации народной культуры, самодеятельного искусства, проведения фестивалей и конкурсов, направленных на развитие фольклорных коллективов, хореографических и театральных групп. Были проведены художественные выставки в рамках проекта «Родники Дагестана», выставки рисунков детей с ограниченными возможностями «Мы вместе!», ряд художественно-просветительских мероприятий с участием профессиональных деятелей культуры и искусства «Творческий десант», республиканский смотр-конкурс любительских творческих коллективов «Культура – это мы!», форум традиционной культуры «Обряды и обычаи моего народа» и многие другие мероприятия.
Ежегодно проходит конкурс визуального творчества «Радуга», проводимый РДНТ. Направленный, в первую очередь, на сохранение культурных традиций, патриотическое воспитание подрастающего поколения, рассказ об объектах нематериального культурного наследия, он вместе с тем способствует и раскрытию новых талантов, росту мастерства и профессионализма творцов из народа. В конкурсе могут принимать участие все желающие, независимо от возраста и рода деятельности. Ключевым событием в области народной культуры прошлого года стал ХХ Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы».
В этот раз в нем приняли участие 6 творческих коллективов из зарубежных стран: индийская фольклорная группа «Ритм Индии», белорусский фольклорный ансамбль «Люлечка», киргизский фольклорный ансамбль «Чабалекей». Приехали три коллектива из Азербайджана – ансамбль песни и музыки «Нахышь». Заслуженный коллектив народного творчества ансамбль танца «Зарево» из ДНР и народный ансамбль танца «Рапсодия» из ЛНР участвовали в фестивале дистанционно. Без преувеличения – это праздник праздников, знак международного признания Дагестана в качестве крупного и влиятельного очага народной культуры. Результат этот был достигнут, в том числе, и благодаря слаженной работе коллектива РДНТ МК РД, умению формировать проекты международного уровня и масштаба, популяризировать творческие достижения наших самодеятельных артистов, художников и мастеров.
Вопросы взаимодействия всегда остаются важными в развитии культуры. Коллективы муниципальных образований Дагестана неоднократно выезжали в другие регионы России для участия в общероссийских праздниках и фестивалях. Ашуг Айдун Магомедов стал обладателем Первой премии победителя; кайтагские мастерицы представили Дагестан на торжественной презентации акции «Вышитая карта России» в Москве; мастер по унцукульской насечке металлом по дереву Магомедалиев Магомедали, мастер-ювелир из Дахадаевского района Ахмедов Хидриильяс и мастер по медно-чеканной посуде из Хасавюртовского района Шейхов Умар представили Республику Дагестан на II Фестивале садов и цветов Белогорья «Белгород в цвету», где наши представители имели огромный успех и получили награды и поощрения.
В сентябре в Московской государственной картинной галерее народного художника СССР Ильи Глазунова открылась выставка «Самородки Дагестана». Здесь было представлено более 30 работ дагестанских мастеров в разных техниках и жанрах. В экспозиции – работы Рашида Саадулаева, Хаджимурада Магомедова, Светланы Алибековой, Ирины Полевой, Экпера Магомедкеримова, Патимат Омаровой, Асият Идрисовой, Шапи Рабаданова, Элиты Рустамовой, Анвара Саидова, Владимира Громова, Амины Курбановой; в Музее-заповеднике «Царицыно»
г. Москвы в рамках выставочного проекта «Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» состоялись мастер-классы по плетению кумыкского платка тастара Жамины Шугаибовой из Буйнакского района; кубачинка Фатима Кишова заняла первое место в номинации «Продолжатель династии золотошвейных дел» на Первом международном фестивале золотошвейного, ювелирного и вышивального искусства в столице Узбекистана Бухаре. И это не весь список наших земляков, прославивших народное творчество Дагестана на российской и международной арене.
Особое внимание РДНТ уделяет детям, о чем ярко свидетельствует республиканский проект «Маленькие горцы». Это творческая площадка, куда со всего Дагестана собираются юные артисты – те, кто продолжают вокальные, хореографические, музыкальные традиции своих бабушек и дедушек. РДНТ находится в постоянном творчеством контакте с народными коллективами, театрами муниципальных образований Дагестана, обеспечивая их методической, репертуарной продукцией, предоставляя площадки республиканского и международного уровня, где они могут расширить творческие горизонты, обменяться опытом с коллегами из других районов, республик и стран. Эта работа вполне оправдывает себя, что видно по тому, что год от года растут художественное мастерство и идейная зрелость дагестанских народных коллективов. Практически все они являются живыми, совершенствующимися творческими организмами.
Примером внимания и поддержки со стороны государства служит Республиканская премия Правительства Республики Дагестан «Душа Дагестана». Ежегодно 15 лауреатов в 8 номинациях получают премию Правительства Дагестана в размере 100 тысяч рублей. Это весомая материальная поддержка и хорошая мотивация для творческих людей, посвятивших себя народному искусству. В течение 2022 года совместно с КДУ, центрами традиционной культуры муниципальных образований РДНТ было реализовано 209 художественно-творческих проектов, в том числе более 130 фестивалей, смотров, конкурсов, концертов, праздников; 37 выставок; более 40 мастер-классов, семинаров, круглых столов, конференций;
56 выступлений народных коллективов с выездными концертными программами «Творческий десант». Работа проделана немалая, но планов на будущее еще больше, ибо мир народного творчества, нематериальное наследие народов Дагестана – неисчерпаемо, как сам мир!
О деятельности Республиканского дома народного творчества по сохранению нематериального культурного наследия народов Дагестана.