Махачкала

Небесный персонал: романтика и реальность

17:26  24.10.09
0
66

Что может быть романтичнее полета в небесах? Возможно, по этой причине специальность бортпроводника всегда так притягивала. К тому же в сознании большинства из нас сложился устойчивый образ стюардессы – молодой, красивой, стройной, невозмутимой и всегда улыбающейся девушки.

Стюардессы должны быть красивыми по определению. Бортпроводница – лицо компании, а привлекательному лицу, как утверждают психологи, доверить жизнь гораздо легче. Они бывают в таких уголках земли, куда многим из нас, возможно, не удастся попасть никогда. Они чаще обычных людей видят знаменитостей. Они рискуют на работе и рано выходят на пенсию. Они – бортпроводники. Обычно мы пользуемся красивыми словами вроде «стюардесса» или «стюард», заимствованными из английского языка.
12О том, каково же это – быть стюардессой – нам рассказывают бортпроводницы авиакомпании «Авиалинии Дагестана» Саадат Магомедова, Екатерина Лозинская, Анжела Абакарова, Зайнаб Шихсаидова, Анастасия Чижикова и Джамиля Айгунова.
Служба бортпроводников «Авиалиний Дагестана» состоит из 60 человек, больше половины из которых – представительницы прекрасного пола.
– Скажите, пожалуйста, с чем связан выбор профессии бортпроводницы?
Саадат Магомедова:
– Многие, конечно, идут в стюардессы из-за любви к небу и полетам. Кого-то привлекает романтика – постоянная смена мест, перелеты из одного города в другой, общение с разными людьми. Когда я шла учиться на стюардессу, то особо не задумывалась, почему я выбираю себе такую профессию. Но сейчас, работая уже 12-й год, я понимаю, что не ошиблась в своем выборе, хотя тяжелого труда в моей профессии не меньше, чем романтики. Это очень серьезная и ответственная работа.

Екатерина Лозинская:
– А у меня мама работала долгое время на наших авиалиниях, но мне пришлось скрыть, что я готовлюсь стать бортпроводником, и только пройдя медкомиссию, я поставила ее перед фактом. Маме не хотелось, чтобы я работала «на высоте». Она видела, какими уставшими прилетают девочки: в самолете 166 пассажиров, и каждого надо прочувствовать, понять, найти подход. Со стороны, возможно, наша профессия кажется легкой, но мы, поверьте, трудимся.
Анастасия Чижикова:
– Конечно, у многих представление, что у стюардессы завтрак в Париже, обед – в Берлине, ужин – еще где-то…
Джамиля Айгунова:
– А получается, что завтрак в Нижневартовске… а обед только на следующий день (все смеются).
Екатерина Лозинская:
– Покушать нормально, конечно, удается только дома. Поэтому мы так любим возвращаться домой.
– У вас нет страха перед полетами?
Зайнаб Шихсаидова:
– Страха нет. Если летать страшно, то нужно выбирать себе другую профессию.
– Где можно обучиться премудростям профессии бортпроводника? Где готовят «небесный персонал»?
Екатерина Лозинская:
– На бортпроводников обучаются в Москве, в Новохатской школе стюардесс при аэропорте «Шереметьево». При трудоустройстве конкурс обычно состоит из трех этапов: собеседования, психологического тестирования и медкомиссии. В идеале кандидаты должны оказаться радушными, уравновешенными и абсолютно здоровыми.
На обучение принимают с 18 лет, теоретический курс длится около трех месяцев, практический – два дня. Будущим бортпроводникам предлагается краткий 90-часовой курс английского – осваивается достаточный словарный запас для общения в полете.
Бортпроводницы получают инструкции на случай форс-мажора, изучают международное законодательство и традиции разных народов. Например, приступая к работе, стюардессы не могут не знать, что, к примеру, в мусульманских странах следует вести себя максимально сдержанно, чтобы не оскорбить нескромным внешним видом или поведением религиозных чувств верующих.
Саадат Магомедова:
– При отборе будущих стюардесс внимание обращается прежде всего на внешние данные, знание иностранного языка (а лучше даже двух) и коммуникабельность. Существуют определенные критерии: рост стюардессы должен быть не ниже 165 см (иначе девушка просто не сможет достать до верхней полки, чтобы положить вещи пассажира), но и не выше 185 см.
Бортпроводник должен разбираться в психологии общения, особенностях перевозки опасных грузов, азах авиационной медицины, уметь обеспечить безопасность на борту самолета, разбираться (хотя бы поверхностно) в его устройстве, знать специальную иностранную лексику, отлично справляться с сервисным обслуживанием пассажиров.
Зайнаб Шихсаидова:
– В небе всякое может случиться – в критической ситуации бортпроводник должен быть спокойным и хладнокровным, уметь успокоить и эвакуировать пассажиров. На последнее отведено всего полторы минуты – и эта цифра не зависит от того, сколько людей находится на борту. Ведь на самом деле главная функция бортпроводника – обеспечение безопасности пассажиров.
После долгих часов обучения стены учебного центра покидает подготовленный специалист, который знает, как действовать при захвате самолета террористами, как разговаривать с буйными пассажирами, как успокоить детей и даже принять роды.
– Скажите, какими качествами должен обладать бортпроводник?
Анастасия Чижикова:
– Бортпроводник должен быть пунктуальным, всегда хорошо выглядеть, уметь общаться с пассажирами и улаживать возможные конфликты, иметь хорошую реакцию, чтобы не растеряться в непредвиденной ситуации. Вовремя обеспечить пассажиров едой и напитками не менее важно.
– Что делать, если кому-то в самолете станет плохо?
Анастасия Чижикова:
– Во-первых, необходимо узнать причину недомогания. Далее следует оказать первую медицинскую помощь – это должна уметь каждая стюардесса. Однажды был случай, когда во время полета одной из пассажирок стало плохо. Оказалось, что она приняла успокоительное и у нее резко упало давление. Вокруг сразу же столпился народ: каждый старается помочь, дать совет. Мне удалось успокоить пассажиров и рассадить их по местам, после чего я сделала женщине укол, и ее состояние стабилизировалось.
– Наверное, вам приходилось летать и со знаменитостями? Как они ведут себя на борту?
Анжела Абакарова:
– Приходилось, и довольно часто. Среди них было очень много поп-звезд, актеров, также часто приходится сопровождать руководство республики. Из недавних «звездных» пассажиров могу назвать Тимати, группу «Банд’эрос», Валерия Леонтьева, Стаса Пьеху, Лолиту. В большинстве своем поведение таких пассажиров ничем не отличается от поведения обычных людей – никакого пафоса, капризов, все в рамках приличия.
Екатерина Лозинская:
– Часто летают наши дагестанские спортсмены, футболисты «Анжи». Порой бывают очень веселыми, постоянно смешат, иногда не можем их усадить, все ходят друг к другу по салону.
– Кстати, вот об этом и хотелось спросить! Ведь многие со скепсисом относятся к просьбам «пристегнуть ремни», «не ходить по салону». Как вы справляетесь?
Анастасия Чижикова:
– По правилам безопасности при взлете самолета и посадке пассажиры должны пристегиваться, но многие воспринимают это правило как личное оскорбление. Смеются, шутят в лучшем случае, мол, разве это поможет? Это правило безопасности – поэтому должно неукоснительно выполняться, и не стоит отнимать время у бортпроводника на дополнительные просьбы и уговоры.
– Какие рейсы для вас являются особенными?
Анжела Абакарова:
– Наверное, особенные – это рейсы наших паломников в хадж и чартерные рейсы за границу. В период хаджа мы всегда стараемся соблюдать традиции: кроме того, что мужчины и женщины летят в разных салонах, женский персонал самолета бывает в косынках. Обычно в хадж на самолете отправляются люди довольно преклонного возраста, и мы должны быть особенно ответственными и бдительными.
Летать за границу – особенное удовольствие. Все-таки наша профессия дает нам возможность расширять свой кругозор.
– А можете рассказать о самом впечатляющем эпизоде, случившемся с вами в полете?
Анжела Абакарова:
– Конечно! В 2007 году мы встречали Новый год в полете, когда летели за паломниками в Иорданию. Самолет был пустой, и поэтому сок мы выпили вместе с экипажем. А потом, приземлившись, отметили Новый год уже по местному времени и видели, как отмечали Новый год в Израиле, который, как оказалось, от Иордании находится на расстоянии вытянутой руки.
Джамиля Айгунова:
– А еще в этом году двое наших коллег – Минкаил Гаджибутаев и Алина Трофимова – поженились. Уже ждут малыша. Их, можно сказать, объединило небо.

17:26  24.10.09
0
66

Комментариев пока нет, будьте первыми..

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *