Нарисуй свою жизнь… красиво!
Как часто в своей жизни мы слышим и произносим уже практически хрестоматийную фразу «Красота спасет мир», позаимствованную у Федора Михайловича Достоевского из романа «Идиот».
Мне думается, каждый человек на интуитивном уровне знает, что такое красота. И у каждого личное понятие красоты обуславливается многими факторами: образом жизни, уровнем образования, материальными условиями, окружением, индивидуальным психофизическим развитием. Если человек здоров, получает образование и воспитывается на стихах и прозе великих авторов, любуясь при этом уникальными природными пейзажами, – безусловно, для него красота будет широким понятием, а вот ребенок с ДЦП мечтает о том, как он будет ходить и бегать с друзьями. Фридрих Ницше писал: «Тот, кто однажды научится летать, должен сначала научиться стоять, ходить, бегать, лазать и танцевать. Нельзя научиться летать в полете». И хотя великий философ писал это как утверждение, наверное, мы можем увидеть и исключение из общего правила – например, когда на наших глазах у «особенного» ребенка происходит взрыв эмоций, на его лице расплывается улыбка от того, что он донес свои мысли и чувства до окружающих при своих ограниченных возможностях.
Красивым и ярким сегментом современной жизни Махачкалы можно назвать общение и встречи с очень интересным талантливым человеком – Мадиной Шамильевной Кавтаровой – профессиональным художником, психологом – арт-терапевтом.
Основные темы ее научно-практических изысканий методологически выстраиваются на работах Эриха Фромма. Это выдающийся социальный психолог, философ и психотерапевт, известный своими трудами по исследованию человеческой природы и психологического здоровья человека. Особую роль он выделял необходимости личностного роста, саморазвитию, активности и востребованности каждого человека обществом, в котором он живет.
На рабочем столе у Мадины Шамильевны находятся работы Эриха Фромма «Анатомия человеческой деструктивности», «Искусство любить», здесь нередко гостят романы и повести Ф. М. Достоевского – известного знатока человеческих душ и смыслов, книги Сергея Довлатова, объединенные общей темой скоротечности времени и огромной ценности каждого момента, новеллы Стефана Цвейга, увлекающие своими необычными сюжетами и драматизмом, а также лирика Бориса Пастернака, отличающаяся особенной благоговейной любовью к природе, и поэзия Иосифа Бродского с его абсолютно гениальной ясностью мысли.
Мадина Шамильевна, цитируя фразу Аристотеля «Душа не может думать, не рисуя», говорит о значимости творчества, и что прежде, чем первобытный человек научился говорить, он стал рисовать, что очевидно выпускнице Дагестанского художественного училища им. М. А. Джемала. Ей, специализированному практикующему психологу, стало несомненно ясно, что использование арт-терапевтических техник дает хорошую положительную динамику при систематическом использовании. А психологическая актуальность решается посредством погружения в среду, представленную разными художественными техниками.
Например, монотипия пробуждает воображение, активизирует внутреннюю мотивацию, уверенность в своих силах. В процессе творчества среда ставит ребенка в условия мобилизации и активной деятельной роли – так творческая задача выступает как символическая проекция жизненной задачи. Такая техника, как фроттаж, используется для концентрации внимания и эффективно активизирует мышление по принципу «мозгового штурма». Очень часто Мадина Шамильевна использует в работе с детьми и взрослыми технику «зеркальная живопись», которая структурирует личность и включает формы самоконтроля.
На основе используемых техник и с учетом периодизации Эриксона Мадина Кавтарова разработала программу по социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста «Шаги вперед», посвященную актуальным вопросам возраста «способен ли я… ?» С ее помощью успешная реализация самых разных техник формирует у детей историю успеха, устойчивую, объективную самооценку, основанную на реальных достижениях.
Широкий спектр использования различных арт-терапевтических техник, в том числе и авторской «Полосатый кот», привел к устойчивой положительной динамике, прослеживаемой в состоянии родителей воспитанников, в основном женщин, попавших в сложные и кризисные ситуации. Таким образом Мадина Шамильевна воплощает свою гражданскую позицию в родительском клубе «Формат», работающем на безвозмездной основе в МБОУ «Начальная школа – детский сад
№ 66», получая большое количество положительных отзывов и благодарностей.
Хочется отметить, насколько глубоко меня затронула ее точка зрения, что огромный ресурс творчества нужно использовать в повседневной жизни, занимаясь художественной деятельностью как способом саморегуляции, медитации, преображения и трансформации эмоций. Мадина Шамильевна уверена, что в человеке с рождения заложены эстетические чувства и стремление к прекрасному, и задача взрослых, педагогов – сфокусировать и направить внимание ребенка. Творческие инсайты способствуют развитию эмоционального интеллекта, широкого поведенческого репертуара и толерантности, рассматривая искусство как индикатор социального восприятия и изменчивости, развития человека и адаптации его в современном обществе.
Плодотворное сотрудничество Мадины Кавтаровой с Аидой Керимовой воплотилось в детском экологическом проекте «Мой Дагестан». Такая работа – интересная и сложная, иллюстрации должны быть морфологически точными и эмоционально привлекательными. В рамках проекта уже изданы «Сборник экологических сказок», высоко отмеченный грантом Главы Республики Дагестан, «Волшебное путешествие на бархан Сарыкум» и «Экологическая азбука», также отмеченные российскими и республиканскими грамотами.
Мадина Шамильевна считает, что творчество сохраняет здоровье, а «творить – это значит убивать смерть» (Р. Роллан), негласно или тихим голосом призывая окружающих «нарисовать свою жизнь… красиво».
И действительно, много любви и личного ресурса Мадины Шамильевны ежедневно тратится на создание уюта в большом доме, где есть глава семьи – прекрасный инженер, три дочери, которым нужно передать знания, умения и навыки поведения кавказской женщины, сын-спортсмен, продолжающий дело своего отца. И, конечно, украшение всей жизни – четыре лапушки-внучки, одна из которых уже хочет быть иллюстратором детских книг, как «бабука» (бабушка), а дочь Зайнаб – состоявшийся художник.
Отсюда понятно, как велико влияние Мадины Шамильевны в семье, ее участие в воспитании и становлении любимых детей и внуков, понимание природы детства и значения творчества в жизни и развитии ребенка.
В заключение добавлю свое субъективно сложившееся мнение о красивой и утонченной женщине – матери, женщине, жене, бабушке и профессионале с большой буквы! Работа, которой Мадина Кавтарова посвятила более 25 лет, актуальна, безусловно важна и полезна, но самым ценным является то, что, изучая базовые потребности индивидуально каждой семьи и ребенка, она вносит вклад в создание условий для построения территории счастья и успеха, развития духовности и нравственности, психофизического здоровья и развития талантов, которыми богата дагестанская земля.