На пути Гуманной педагогики
Школа – это целый мир, если точнее – планета Детства, где с самого утра и до позднего вечера не смолкают детские голоса. Это среда, где учатся и обучают, познают и достигают.
Буйнакская СОШ № 10 находится на более выгодных позициях. К примеру, на базе этой школы функционируют группы предшкольной подготовки. Об этом и других нововведениях в преддверии юбилея школы мы решили узнать у директора Заремы Хасаевой.
– Зарема Абдуловна, в этом году вашей школе исполняется 20 лет. Какими событиями были ознаменованы эти годы?
– За эти годы школа претерпела много изменений – как в учебном плане, так и в оформлении, обновлении коллектива и контингента учащихся. Если в первые годы работы школы к нам попадали так называемые «трудные дети» со всего города, то на сегодняшний день наша школа считается одной из лучших школ города. Когда я в декабре 2008 года возглавила школу, здесь обучалось 425 детей, а на сегодняшний день у нас 593 ученика и 100 воспитанников групп предшкольной подготовки. Конечно же, за 20 лет у школы, ее учителей и учеников было много побед. Одна из основных – это то, что в прошлом году на базе нашей школы прошли XI Республиканские и VII Городские педагогические чтения по Гуманной педагогике и нам вручили Знамя Мира (символ Пакта Рериха, международного договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников).
– Расскажите подробнее о группах предшкольной подготовки. Чем они отличаются от обычного детского сада?
– Готовность ребенка к школе определяется не навыками чтения, письма и счета, а готовностью к новой роли, к тому, что он станет учеником. Многие беды возникают именно от того, что ребенок не готов принять эту роль и боится идти в школу. И чтобы родители и педагоги не задавались извечным вопросом «Что делать?», возникла идея создания детсада. Благо школа располагает возможностями и ресурсами – географическое расположение школы, помещение, педагогические кадры. С предложением поддержать инициативу администрация школы обратилась к руководству города в лице главы администрации Гусейна Абдуллаевича Гамзатова и его заместителя Асият Ниязбековны Алиевой, и ими было принято решение о создании таких групп. Мы принимаем детей в возрасте от 5,5 до 7 лет. Режим работы – как в полноценном детском саду – с 7.00 до 19.00. Но наше отличие в том, что в наших группах идет целенаправленная подготовка к школе. С детьми работают, помимо воспитателя, школьный психолог, библиотекарь. Дети посещают школьный спортзал, торжественные мероприятия проходят в актовом зале школы. Таким образом, воспитанники постепенно знакомятся с режимом школы. Впоследствии одна из этих групп полностью переходит в нашу школу в первый класс. Сейчас первый выпуск этих групп уже учится во втором классе. Стоит отметить, что эти дети более адаптированы, уровень показателей у них высокий.
– Каков кадровый состав педагогического коллектива школы? Приходят ли к вам молодые специалисты?
– У нас есть учителя, которые работают со дня основания школы, есть и молодые педагоги. При этом в целом у нас добрый, трудолюбивый и отзывчивый коллектив, готовый поддержать все благие начинания администрации и помочь в их реализации. Большое внимание мы уделяем повышению квалификации педагогических кадров, мои заместители и я сама прошли курсы повышения квалификации в Москве, а учителя регулярно проходят эти курсы в Махачкале.
– Современная молодежь не любит читать. Как ваши педагоги решают эту проблему?
– Да, к сожалению, такая проблема есть. Сегодня, в век высоких технологий, трудно приобщить ребенка к чтению. В целях привития любви к чтению мы проводим «единый час чтения», в это время все – и ученики, и учителя, и все руководство школы – читают то, что им интересно – художественную литературу, газеты, журналы, учебники и т. д.
– Какие еще особенности есть у вашей школы?
– В нашей школе хорошо развита кружковая работа: функционируют такие кружки, как музыкальный, художественный, «Юная домохозяйка», спортивные (волейбол, баскетбол). Кроме этого есть курс «Познай себя», который проводит психолог первой категории А. Акаимова в 5-7-х классах. Благодаря систематизации работы психологической службы мы избавились от многих конфликтных ситуаций. Также введение курса валеологии позволяет детям узнать правила здорового образа жизни.
– А как в вашей школе поставлена воспитательная работа?
– Воспитательная работа – очень важное направление для нас. Я считаю, что не каждый ребенок может стать ученым, не все могут быть отличниками в учебе, но каждый обязан быть воспитанным человеком. В плане воспитательной работы мы проводим множество мероприятий познавательного, патриотического характера. Детям нужны не поучения, а примеры, и поэтому военрук школы организовывает поездки в военную часть, военный госпиталь, проводит встречи с военнослужащими, ветеранами Великой Отечественной войны и афганских событий.
– Какие задачи вы можете определить на будущее?
– Основные задачи я бы определила так: продолжить работу по повышению качества образования, улучшению эмоционально-психологических условий в школе, совершенствованию контакта «учитель – ученик – родитель».
– Ваши пожелания коллективу школы по случаю юбилея.
– Желаю всему нашему коллективу крепкого здоровья, творческого полета, больших побед, чтобы они уверенно шли по пути гуманной педагогики, постоянно совершенствуя себя.